01:26 03 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD77.73
  • EUR85.74
В Абхазии
Получить короткую ссылку
101811

Авторы нового закона настаивают на необходимости изменить систему администрирования и расходования средств, поступающих в качестве обязательных соцплатежей от налогоплательщиков. По их мнению, от принятия этого закона выиграют и предприниматели, и государство.

Что дает законопроект "О едином социальном налоге", почему возникла необходимость его разработки, читайте в материале Sputnik.

Сария Кварацхелия, Sputnik

Что такое соцналог и для чего он нужен?

Социальный налог ежемесячно отчисляется из фонда заработной платы сотрудников бюджетных или коммерческих организаций. Доходы от этого сбора идут на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Сейчас в Абхазии закона о едином социальном налоге нет.

Все соцплатежи от налогоплательщиков идут во внебюджетные социальные фонды – пенсионный, соцобеспечения, репатриации, медицинского страхования и фонд инвалидов. То есть предприниматели одновременно платят на разные счета пяти разных фондов. А это, по мнению одного из авторов проекта, члена ассоциации юристов Абхазии, советника премьер-министра Лаши Цаава, очень неудобно.

К тому же фактически получается так, что за администрирование – контроль и сбор – никто не отвечает, хотя формально Министерство по налогам и сборам должно этим заниматься. Сами же фонды, в которые шли отчисления, ограничены в полномочиях и не могут принимать меры по недоимкам и компенсации налогов.

"Например, когда утверждаются параметры бюджета – семь-восемь миллиардов, то эти отчисления туда не входят. Они фактически в параметрах бюджета не отражаются. Формально Министерство по налогам должно заниматься сбором соцналога. Но из-за того, что эти показатели внебюджетных фондов в бюджете не отражаются, фактически они по остаточному принципу к этому относятся. Никто конкретно за них не отвечает, кроме фондов", – пояснил Лаша Цаава.

Что дает закон о едином соцналоге?

Первостепенная задача проекта – определение с конкретным органом, который будет заниматься администрированием начислений. Сбор начислений будет контролировать Министерство по налогам и сборам, а решать, как распределять деньги между фондами, согласно закону, станет одна организация вместо пяти, как это было раньше.

Однако стоит отметить, что в законопроекте пока не указано, какая именно организация будет заниматься распределением средств, которые поступают от налогоплательщиков. Это должен будет определить Кабинет министров.

По мнению авторов проекта, закон облегчит жизнь организациям. Теперь им не придется совершать начисления на счета пяти отдельных фондов. Будет единый платеж в Министерство по налогам и сборам.

"Это правильный подход со стороны государства. Свои проблемы администрирования государство наваливало на налогоплательщиков. Сейчас государство получает со стороны налогоплательщика платеж, а как его распределять и как его контролировать - вопрос государства", – подчеркнул Цаава.

Авторы проекта также планируют сделать меньше налог для организаций – 18% вместо 20%, а также отменить отчисления от заработной платы сотрудников, который в настоящее время составляет 1%.

Сейчас у государственных и частных организаций разные налоговые ставки. Первые платят меньше. А это, по мнению авторов проекта, нечестно по отношению к предпринимателям. Теперь государственные и частные организаций будут уравнены. 

Когда за администрирование соцналога перестанут отвечать внебюджетные фонды, государство, по подсчетам авторов законопроекта, на этом сможет даже сэкономить около 50-60 миллионов рублей. Это будет сделано в случае, если Аппарат правительства решит, что администрированием соцналога будут заниматься не пять организаций, как это было раньше, а одна.

"Внебюджетный фонд предоставляет свою кассу, счет. Для содержания каждого счета создается организация, которая его обслуживает. При принятии закона смысла в этих организациях не будет. Теперь либо одна организация будет обслуживать, либо профильное ведомство, которое будет решать, как тратить эти деньги", – пояснил начальник правового отдела Аппарата Кабинета министров.

Однако это не значит, что фонды будут сокращаться или ликвидироваться. Закон всего лишь предполагает оптимизацию организаций, обслуживающих фонды. Все программы по пенсиям, соцобеспечению и помощи инвалидам остаются в том же объеме. Они могут только увеличиваться за счет повышения собираемости и экономии на содержание обслуживающих организаций.

Можно ли тратить соцналог на что-то другое?

Собранные от соцналога средства нельзя будет использовать в других целях. Закон регламентирует все направления, куда можно будет направить эти деньги. То есть купить служебную машину или приобрести что-либо еще нельзя. Эти деньги можно будет тратить именно на социальное и пенсионное обеспечение, реабилитацию и лечение инвалидов войны. 

Когда закон сможет заработать?

Проект был подготовлен Аппаратом правительства при содействии экспертов из Администрации президента и Министерства финансов.

Законопроект уже подготовлен. Его в ближайшие дни планируют представить в Парламент. Если депутаты проголосуют за его принятие, то закон о соцналоге вступит в силу уже с 1 января 2021 года.

На данный момент социальные отчисления для бюджетных организаций в фонды составляют 14,5 % ежемесячно: фонд инвалидов - 1,5%, фонд соцстрахования - 1%, фонд репатриации - 2%, пенсионный фонд - 10%.

Для организаций, находящихся на хозрасчете, отчисления составляют 20%: фонд инвалидов - 1,5%, фонд соцстрах - 2%, фонд репатриации - 2%, фонд медицинского страхования - 1%, пенсионный фонд - 13,5 %.

В понедельник 24 февраля исполняющий обязанности президента Абхазии, премьер-министр Валерий Бганба встретился с членами рабочей группы по разработке нового законопроекта о едином социальном налоге.



Главные темы

Орбита Sputnik