09:47 09 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD75.75
  • EUR82.23
Происшествия
Получить короткую ссылку
Участившиеся ДТП в Абхазии: факты и меры (17)
75971

17% всех дорожно-транспортных происшествий в стране происходит именно из-за крупного рогатого скота, который пасется на дорогах без присмотра хозяев, рассказал в одном из своих интервью начальник республиканской Госавтоинспекции Нугзар Шоуа.

Астанда Ардзинба, Sputnik

"Я словно в Индии побывала", рассказывает знакомая из Москвы, впервые приехавшая в Абхазию. И хотя наша республика находится за тысячи километров от Индии, и здесь не встретить храмы многорукого Шивы или девушек в сари, и даже абхазский дворец президента мало напоминает Тадж Махал, все же что-то общее у республики с Индией есть, и именно эту характерную черту заметила наша гостья. Ольга имела в виду многочисленных коров, пасущихся вдоль республиканской дороги, а то и вовсе безмятежно расположившихся на самой трассе. Несмотря на то, что традиционные верования абхазов очень многогранны, тем не менее, есть подозрения, что крупный рогатый скот разгуливает по дорогам республики совсем по другой причине, мало имеющей отношение к религии и любым другим формам святости. Одержимая поисками душевной гармонии и вдохновения, творческая и любящая животных Ольга восприняла эту особенность абхазских дорог как экзотику, некую чудинку или близость народа к матушке-природе. Однако есть в республике люди, которые менее воодушевленно воспринимает происходящее и готовы бросить все силы  на борьбу с бродячим скотом на дорогах. Имя этим людям – автомобилисты.

Кто виноват? 

17% всех дорожно-транспортных происшествий в стране происходит именно из-за крупного рогатого скота, который  пасется на дорогах без присмотра хозяев, рассказал в одном из своих интервью Sputnik начальник республиканской Госавтоинспекции Нугзар Шоуа. 

В большинстве случаев наезды на крупный рогатый скот происходят за городом в темное время суток, так как именно в это время ухудшается видимость дороги, а скорость автомобиля намного выше, чем в городе, рассказывает модератор группы в социальной сети "Не пей за рулем" Кристина Буюк-оглы.

Скоростной режим, установленный сотрудниками ГАИ, не способствует предотвращению столкновения с животными, считает модератор группы. По ее мнению, необходимо принять административные меры и контролировать ситуацию на главной республиканской трассе.

Для того чтобы объехать находящееся на проезжей части стадо, водителям транспортных средств приходится выезжать на полосу встречного движения, что является грубым нарушением правил дорожного движения. В результате наездов погибают животные, водители получают травмы и увечья, а транспортные средства – серьезные механические повреждения, выявить виновника ДТП в этих случаях проблематично, отметила она.

"Выследить хозяина животного непросто. Если вред машине нанесен существенный, то хозяин животного может вообще не признаться в том, что корова принадлежала ему. Кроме того,  совершенно непонятно, кто несет ответственность в случае аварии", — подчеркнула Буюк-оглы.

По словам Нугзара Шоуа, согласно правилам дорожного движения ответственность за ДТП с участием домашних животных обязаны нести их хозяева, а не водитель, совершивший наезд на животное. Однако на деле получается наоборот, зачастую владелец домашнего животного пытается взыскать ущерб с водителя.

Мировая практика говорит, что каждый конкретный случай надо рассматривать в отдельности. Если наезд на животное произошел на том участке дороге, где установлен знак "Перегон скота", то в этом случае водитель будет признан виновником аварии и должен будет заплатить за сбитое животное. Знак "Перегон скота" не регламентирует места для перегона скота, он лишь предупреждает водителя о том, что на данном участке необходимо принять меры для безопасного движения, так как в этом месте часто перегоняют скот. То есть корова может появиться неожиданно. Если же будет признано, что у вас была возможность избежать столкновения, то на выплату водитель может не рассчитывать.

В России юристы призывают автомобилистов в случае аварии с участием бродячих животных вызывать сотрудников ГИБДД, которые зафиксируют факт ДТП. Без фиксации фактических обстоятельств ДТП установить виновного будет весьма сложно. Ни в коем случае не рекомендуется скрываться с места ДТП. В противном случае водителю грозит лишение прав. После того, как будут установлены обстоятельства произошедшей аварии и найден хозяин животного, нужно обращаться в суд с заявлением о возмещении причиненного ущерба.  

В Абхазии такая практика не работает, водитель в большинстве случаев предпочитает покинуть место аварии, не рассчитывая добиться компенсации ущерба и восприняв случившееся с ним как невезение, злосчастье или кару небесную. 

Злиться – грех

Нередко из-за расположившихся на трассе животных автомобилистам приходится нарушать правила дорожного движения. Жителя Сухума Астамура лишили водительских прав за то, что он пересек сплошную полосу, пытаясь объехать коров. 

"Я был вынужден нарушить, мне пришлось объезжать коров, расположившихся на трассе. Поста ГАИ поблизости не было, но камеры наружного наблюдения зафиксировали мое нарушение", — рассказал водитель. 

На вопрос о том, как же он должен был поступить, милиционеры объяснили, что водитель должен был разогнать коров, либо дождаться, когда те добровольно уйдут с дороги.

Воображение опять рисует в голове индийские городские зарисовки: пробка из автомобилей, которые замерли в священном благоговении перед остановившейся посреди дороги коровой. Умиротворенное, спокойное животное не торопится покинуть проезжую часть, потому что выхлопные газы защищают ее от надоедливой мошкары. Корова может даже лечь и задремать, а автомобилисты не смеют злиться – это грех. 

В Абхазии, помимо лишения водительских прав, сухумский водитель вынужден был заплатить штраф в размере шести тысяч рублей за пересечение сплошной.

"Сотрудники ГАИ должны обеспечивать безопасность на дороге. Если на республиканской трассе лежит стадо коров или табун лошадей, это забота не только водителей, это забота и государства, в первую очередь. А потерпевшие здесь только водители. У кого искать справедливости?" — негодует водитель. 

Предупреждающие знаки

Другие водители указывают на то, что вдоль дороги необходимо расставить предупреждающие знаки, если уж убрать животных с дороги полностью не выходит. 

"Я видела по трассе лишь один знак, предупреждающий о перегоне скота. Но, если перегон скота в горы еще как-то организован, и стадо, как правило, сопровождает пастух, но когда коровы просто прогуливаются или лежат на дороге, то непонятно, с кого спрашивать", — рассказывает молодой водитель из Сухума Тамила. 

Она отмечает, что республиканская трасса в восточных районах республики в темное время суток не освещается.

"По дороге в сторону Очамчыры — всегда скот, а предупреждающего знака — ни одного. Водители платят налог за дорогу, а вот необходимых условий безопасности нам не создают. Неужели у нас в стране нет пастбищ, где бы скот мог пастись?" — сказала водитель.

Присутствие скота на дороге не вопрос эстетики, считает и другой водитель Георгий Ардзинба. 

"Мы об этом говорим не потому, что нам неудобно перед туристами за этот "национальный колорит", это, в первую очередь, вопрос безопасности. У нас в стране говорят о том, что аварий много, и нужно что-то делать, но не делается даже элементарное", — отметил он. 

Животных правилам дорожного движения никто не учил, и штраф с них не возьмешь, поэтому перейти дорогу они могут неожиданно в любом месте, добавил водитель и не без иронии подытожил, что коровы и лошади с дороги сами никогда не уйдут, таким образом, решать вопрос нужно все-таки с людьми. 

Взять быка за рога

Отловом бродячего скота в Абхазии занимаются администрации районов, в столице эта обязанность возложена на сотрудников муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство". Однако небольшой размер штрафа, который взимается с владельцев скота за выгул животных в неположенном месте, 1500 рублей, до сих пор не пугал хозяев животных, и ситуацию преломить не удавалось. 

Однако в преддверии международного спортивного турнира, Чемпионата мира по футболу ConIFA, который наша республика принимает в следующем году, городские власти решили взять быка за рога и в прямом и в переносном смысле. 

О необходимости принятия радикальных мер в борьбе с бродячим скотом на дорогах заявил заместитель мэра города Сухум Темур Ткубучава на очередном заседании Сухумского городского собрания, сообщили в пресс-службе администрации столицы. 

В частности, Ткебучава предложил забивать бродячий скот, разгуливающий по улицам столицы.  Для принятия таких ответственных решений городской мэрии необходимо согласие городских депутатов. Он отметил, что если Сухумское городское Собрание  примет соответствующее решение, позволяющее не только штрафовать хозяев животных, но и забивать отловленный на территории города скот, администрация оперативно организует необходимые работы.

Ситуация на дорогах Абхазии
© Sputnik Леон Гуния

Однако депутаты не дали еще однозначного ответа, обещав посвятить этому вопросу не одно свое заседание. 

Но тут у животных появились защитники, как из числа местных жителей, так и из числа туристов. "Это так колоритно, оставьте", — пишут одни. "Забивать скот – негуманно", — вторят другие. 

Появились предложения существенно увеличить размер штрафа, взимаемый с хозяев скота, или же вовсе пустить животных гулять по городу, предварительно прикрутив к хвосту приспособление, чтобы не сорили в городе. 

И пока власти размышляют, а жители республики спорят, национальный ли это колорит или все же угроза безопасности автомобилистов, беспечные буренки по-прежнему остаются полноценными участниками дорожного движения в Абхазии.

Темы:
Участившиеся ДТП в Абхазии: факты и меры (17)
Теги:
скот, аварии, Нугзар Шоуа, Абхазия


Главные темы

Орбита Sputnik