В Абхазии

Ножи на стол: как прошел фестиваль кузнецов-оружейников "Аихамца"

Первый международный фестиваль кузнецов-оружейников "Аихамца" прошел в этнографическом парке "Апсны" в селе Мгудзырхуа с 24 по 26 сентября.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
О том, что получилось из добытой в горах Абхазии железной руды, какой метод ее обработки оказался наиболее эффективным, над чем работали мастера все три дня фестиваля и что они успели изготовить, а также есть ли место среди кузнецов девушкам, читайте в материале корреспондента Sputnik.  
В Абхазии
Подчинить сталь: фестиваль кузнецов-оружейников "Аихамца" в селе Мгудзырхуа
Бадри Есиава, Sputnik

Первый нож и открытия

Несмотря на завершающий день фестиваля кузнецов-оружейников "Аихамца", работа в кузне этнопарка "Апсны" кипела и огни в горнах не угасали. Мастера до последней минуты продолжали "колдовать" над своими изделиями и даже успевали отвечать на вопросы посетителей, проводить для них мастер-классы и погружать их в мир кузнечного искусства.
Единственной представительницей прекрасного пола на фестивале стала участница, одиннадцатилетняя Эмилия Вилли из Сухума. Девушка призналась, что все произошло случайно и неожиданно для нее самой. Дело в том, что ее отец Арнольд тоже участвовал в "Аихамца" и она сначала была просто сторонним наблюдателем, но не удержалась. Так Эмилия выковала свой первый нож.
"Я довольна результатом, но буду пробовать еще. У нас дома тоже есть кузня и буду помогать папе там", - поделилась она.
Начинающий кузнец Шамиль Апба из села Аацы собирался изготовить на фестивале клинок абхазского ножа, но вышел далеко за пределы своих планов. Он выковал два традиционных клинка и непальский нож "кукри".
Он отметил, что один из абхазских клинков он сделал не просто из куска стали, а собрал в изделии несколько видов стали и в этом ему помогли более опытные кузнецы.
"Посередине я пустил высокоуглеродистую сталь, которая хорошо режет, а по бокам сделал накладки из сырой стали для упругости. Я первый раз в жизни применил такую ковку", - признался Шамиль.
Поддержать Шамиля пришла его тетя Зита Апба. Она отметила, что гордится племянником и одобряет его стремление овладеть этим ремеслом. Более того, она заметила, что такое увлечение формирует в нем мужской характер и ответственность.  
Радио
Белый о фестивале кузнецов - оружейников в Абхазии: великолепная аура, сказочно
Мастер Давид Джопуа из Сухума изначально планировал выковать шесть наконечников стрел, но успел изготовить только два. Причина такого отставания от намеченной цели, по его словам, в стремлении перенять опыт зарубежных коллег и любознательности посетителей, которые "закидали" мастеров вопросами и не редко отвлекали их от работы.
Джопуа также подчеркнул, что на фестивале он узнал о некоторых полезных и важных деталях производства, которые ему непременно пригодятся.
"Например, в процессе оттачивания ножа клинок опускают в воду для того чтобы его остудить. От воды клинок немного начинает ржаветь и наш гость из Майкопа Арсен мне сказал о методе, который позволит этого избежать. Оказывается, в воду просто можно добавить ложку соды и металл не будет покрываться ржавчиной. Для меня это стало открытием", - поделился он.
Самым большим открытием для участников фестиваля стала технология переработки железной руды, которой поделились металлурги из Якутии. Они перед открытием специально для этого построили две печи – огонь в одной из них раздувался электрическим мотором, а в другой по старинке кожаными мехами.
Как отметил один из организаторов "Аихамца", председатель Союза оружейников Абхазии и член гильдии оружейников России Тимур Дзидзария, традиционная методика оказалась наиболее эффективной, и в печи на кожаных мехах удалось получить больше губчатой крицы из железной руды, чем в современном ее аналоге.
Всего участники двух экспедиций за железной рудой на гору Бырзыщха добыли 264 килограмма этого материала. На фестивале переработали около 40 килограммов.  
В Абхазии
Разжечь огни: фестиваль кузнецов-оружейников "Аихамца" в селе Мгудзырхуа
"Сказать точно, сколько получилось чистого железа, пока не можем. Ее нужно еще раз переработать. Кричного железа получилось примерно 30% от общей массы переработанной руды", - рассказал кузнец из Белгорода Александр Куксин.
Как уточнил Тимур Дзидзария, часть полученного из руды железа отправили на экспертизу в Москву. В скором времени станут известны детали о составе этого металла и качестве.

Мастер-класс и церемония

Кузнецы находили время на мастер-классы для посетителей. Шестнадцатилетняя Виктория Гвинджия не стала отказываться от такой возможности и попробовала предать форму раскаленной стали тяжелым молотком. Виктория творческая личность, пишет картины и ее притягивает искусство в разных его проявлениях.
На фестивале у нее появилось желание для начала попробовать изготовить своими руками незамысловатый нож, а дальше покажет время.
"Меня всегда интересовало холодное оружие. Дома у меня есть сборники о таком оружие, я их читаю. Интерес к этому мне привил папа. Он у меня военный", - поделилась девушка.
Мастер из Майкопа Арсен Хашхожев был немного расстроен из-за того, что не успел завершить свою работу. На фестивале он трудился над кавказским кинжалом, который по своему типу присущ абхазо-адыгским народам.
"К сожалению, я не смог довести до конца изделие. Так быстро не получается. Также очень отвлекаешься, когда подходят люди и задают разные вопросы. Не ответить нельзя и каждому надо уделить внимание. Это тоже занимает много времени", - рассказал Хашхожев и добавил, если организаторы "Аихамца" предоставят такую возможность, он с удовольствием доделает незаконченную работу.
Хашхожев родом из Адыгеи, но уже шесть лет живет в Майкопе. Ремеслом этим занялся около десяти лет и только совсем недавно из архивных данных узнал, что он потомственный кузнец. Тем самым, он нашел ответ на вопрос, который давно себе задавал о том, откуда у него такая тяга к этому творчеству.
Что касается самого фестиваля, мастер из Майкопа подчеркнул, что на юге России такие события происходят крайне редко и уж точно не в таких масштабах.  
Астамур Кварчелиа вместе с напарником Ахрой Ахуба представили на закрытии фестиваля боевой топор и сделали они такое оружие впервые. В работе мастера не использовали чертежей или рисунков – дали свободу своей фантазии.
"Топор сделан из рессорной стали, рукоятка из акации. Честно скажу, геометрия никакая не соблюдена. Здесь просто полет фантазии. Можно сказать, что это реплика боевого абхазского топора", - рассказал Кварчелиа.
Кузнец из Сухума Дато Гергедава умудрился за три дня не только изготовить клинок абхазского ножа, но также сделать к нему рукоятку и ножны. Что не осталось без внимания со стороны организаторов фестиваля и посетителей.
Александр Белый из Бреста один из самых опытных кузнецов на фестивале. Он успевал не только работать над своими изделиями из дамасской и мозаичной стали, но делиться опытом с коллегами, давать советы молодым мастерам. При всем этом ему удалось за три дня изготовить семь клинков к абхазским ножам, но, по его словам, они требует доработки.
1 / 7
Фестиваль кузнецов-оружейников в селе Мгудзырхуа
2 / 7
Фестиваль кузнецов-оружейников в селе Мгудзырхуа
3 / 7
Фестиваль кузнецов-оружейников в селе Мгудзырхуа
4 / 7
Фестиваль кузнецов-оружейников в селе Мгудзырхуа
5 / 7
Фестиваль кузнецов-оружейников в селе Мгудзырхуа
6 / 7
Фестиваль кузнецов-оружейников в селе Мгудзырхуа
7 / 7
Фестиваль кузнецов-оружейников в селе Мгудзырхуа
Специально из Краснодара на "Аихамца" приехал коллекционер оружия кавказского казачества и народов Кавказа, эксперт Николай Твердохлебов. Он объяснил, почему считает этот фестиваль уникальным.
"Если честно, я думал, что это будет некой рекламной акцией с подменой понятий, но здесь оказалось все по-настоящему. У нас в России тоже проводятся такие фестивали, но такой глубины и уровня нет. Понимаете, прелесть и основа фестиваля в том, что сюда не приехали с какими-то своими заготовками, а изначально добыли руду, провели работу по выжигу железа, потом перековали, насытили углеродом, получили крицу, булат", - считает эксперт.
В завершении фестиваля его участники представили свои работы, которые будут храниться в музее этнопарка. Мастерам, организаторам фестиваля и всем, кто им в этом помогал, от руководства этнопарка вручили сертификаты участников "Аихамца" и грамоты.
На церемонии присутствовала также супруга бывшего председателя Союза оружейников России Валентина Тимофеева, который уже ушел из жизни, Марина Медведева. Она поздравила Абхазию с успешным завершением фестиваля и выразила надежду на то, что он станет традиционным. На это Тимур Дзидзария заявил, что руководство этнопарка решило проводить "Аихамца" ежегодно.