Против США и себя самих: что ждет Европу в новом году

Конфликт на Украине обнажил давно назревающие проблемы и сделал явными два раскола - между США и Европой и между самими европейскими странами.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
На Евросоюз продолжают давить — изнутри и извне. Минувший год особенно ярко высветил противоречия между странами континента. К этому добавилась и агрессивная политика США. В проблемах ЕС для РИА Новости разбирался Ренат Абдуллин.

Санкции как фактор единства

На недавнем саммите глав государств и правительств ЕС согласовали очередной — девятый — пакет антироссийских санкций, персональных и секторальных.
А первый утвердили еще 25 февраля. В черные списки попали президент Владимир Путин, премьер Михаил Мишустин, замглавы Совбеза Дмитрий Медведев, глава МИД Сергей Лавров.
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель назвал это "самыми жесткими ограничительными мерами".
Брюссель тогда действовал параллельно с Вашингтоном. Такая сплоченность сохранялась долгие месяцы. Но для последующих пакетов оставалось все меньше опций. Одновременно в ЕС усиливались противоречия: одни хотели больше жесткости, другие — сдержанности. В роли медиатора пришлось выступать президенту Франции Эммануэлю Макрону.

Смена лидерства

После ухода Ангелы Меркель с поста канцлера Германия утратила традиционную роль "локомотива" ЕС. Новый глава правительства Олаф Шольц не обладает опытом и авторитетом экс-канцлерини, а его рейтинги доверия у населения бьют антирекорды.
Запад не хочет перемирия с Россией
В этих условиях о себе в качестве европейского лидера заявила Франция.
Макрон весной победил на вторых для себя президентских выборах, а до этого с началом российской СВО стал и героем интернет-мемов. "Макрон дозвонился" — эта шутка разлетелась по всему миру. Суть ее проста: французский президент признался, что с декабря 2020-го провел не менее 100 часов телефонных бесед с Владимиром Путиным. Немногим меньше Макрон разговаривал с украинским президентом Владимиром Зеленским.
Усилия Парижа не принесли результатов, но как минимум закрепили за Францией лидирующую дипломатическую роль, которая предполагает и усмирение "проблемных" членов Евросоюза. А те по-разному реагируют на антироссийские санкции: от стремления ужесточить их до призывов к компромиссу с Москвой.

"Трудные дети" ЕС

Несмотря на декларируемую общность взглядов, часть европейских стран противодействует курсу Брюсселя.
Главную роль играет Польша. Варшава одной из первых отказалась от поставок российских энергоносителей. И регулярно призывает к самым строгим ограничениям для Москвы.
Киеву удалось расколоть США и Великобританию
Польские эксперты занимают ведущие позиции в западных аналитических центрах, США и ЕС вынуждены считаться с ними.
При этом у поляков есть конкретные собственные цели. Главная из них — разморозка активов, которых Брюссель лишил Варшаву из-за непопулярных внутренних реформ. Пока ЕС не идет навстречу Польше, что лишь усиливает раскол внутри союза.
Второй европейский enfant terrible (фр. "трудный ребенок", термин часто упоминают в европейской прессе при обсуждении ЕС) — Венгрия. В отличие от Варшавы, Будапешт сдержан относительно Москвы, зато критично настроен к Киеву.
Венгры запретили поставки оружия Украине через свою территорию, выступают против ряда антироссийских санкций, в первую очередь энергетических. В декабре МИД страны назвал идею введения потолка цен на нефть и газ из России "вредной и опасной".
Антипатия Будапешта к Киеву связана в основном с Закарпатьем, где украинский режим притесняет венгерскую общину, а с Москвой ситуация еще проще. Венгрия не в состоянии обеспечить себя энергоресурсами без российского участия. ЕС же не спешит помогать наиболее уязвимым членам.
Устройство Евросоюза не допускает принудительного исключения одного из участников объединения. Поэтому и Польша, и Венгрия вправе продвигать свои позиции. Канцлер ФРГ Шольц допустил, что ЕС требуются коренные изменения — вплоть до отказа от права вето, по которому одна страна может блокировать решения всего союза. Но для таких реформ вновь понадобится согласие всех участников. Ни Варшава, ни Будапешт, согласно опросам, к выходу из ЕС не готовы. Значит, Брюсселю придется прикладывать больше усилий для примирения партнеров. Но не только внутри ЕС необходимо искать компромиссы.
Европа стала самой горячей точкой мира

Заокеанская дискриминация

Серьезным ударом по кооперации США и Европы стал энергетический кризис. Америка, относительно независимая в вопросах энергообеспечения, фактически вынудила союзников примкнуть к антироссийским санкциям. Западная пресса признает: Брюссель начал уставать от геополитических авантюр Вашингтона.
Еще более сильным потрясением стал принятый президентом США Джо Байденом "Закон о снижении инфляции". Акт подразумевает протекционистские меры для американских производителей электромобилей и аккумуляторов, в первую очередь в виде субсидий. В Европе эти шаги назвали дискриминационными. Макрон, вступившись за весь Евросоюз, пытался добиться от Байдена уступок, угрожая расколом Запада. Однако это ему не удалось — и на уровне союза решили выработать ответные меры, которые обсуждали на саммите объединения в середине декабря. Впрочем, у европейцев гораздо меньше денег, чем у США, чтобы поддерживать субсидиями своих производителей и потребителей.
Американский закон вступит в силу в январе. Когда его экономические последствия станут ощутимыми для ЕС, напряжение между союзниками, очевидно, только возрастет.

Невнятные планы

В конце декабря председатель Европейского парламента Роберта Метсола, премьер-министр Чехии Петр Фиала (а с 1 июля 2022-го Чехия — председатель Совета ЕС) и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписали совместную декларацию о приоритетах на 2023-2024 годы. Предполагалось, что документ закрепит прогресс в работе союза, но итоговые формулировки оказались весьма размытыми.
Минус триллион: Европа тратит последнее на импортный газ
Как подчеркнула Роберта Метсола, сейчас европейское лидерство необходимо больше всего. Среди первостепенных задач — поддержка бизнеса, граждан и зеленой энергетики.
Фиала, в свою очередь, заявил о готовности "отстаивать демократические принципы, способствовать дальнейшему развитию хорошо функционирующего единого рынка и отвечать ожиданиям граждан".
Урсула фон дер Ляйен больше внимания сфокусировала на продолжении поддержки Украины.
В общем заявлении не нашлось места самым острым вопросам вроде противостояния различных членов ЕС между собой и самого союза — Америке. Демонстрация всеобщего единения — стандартный прием для Брюсселя. Но сейчас проблема в том, что за 2022-й раскол среди западных держав, на который намекал в Вашингтоне Макрон, стал слишком очевиден. И даже изображать единство становится проблематично.