Наталья Арлан, эксперт
О необходимости реформирования судебной системы в Абхазии говорится давно и много. Судебная система играет важнейшую роль в построении государства. Независимое и беспристрастное разрешение споров судами является одним из условий и в соблюдении прав человека, и в обеспечении инвестиционной привлекательности страны. Поэтому столь важно внимание государства к проблемам судебной системы и решение их путем своевременного реформирования. Это позволит создать сильную судебную власть, охраняющую и защищающую права граждан.
Римское право является прообразом правовых систем многих современных государств. Те же самые римляне вложили в левую руку древнегреческой богини Фемиды карающий меч и надели ей повязку на глаза в знак беспристрастности. О весах в правой руке несколько ранее позаботились сами древние греки. Именно такое, уже привычное для нас изображение богини, стало символом правосудия во многих современных странах. И в Абхазии в том числе.
С закрытыми глазами в знак беспристрастия
После войны в Абхазии фактически была заново воссоздана система судов. По Конституции Республики Абхазия 1994 года судьи наделялись статусом несменяемости, что считается основополагающим фактором независимости судебной системы. Однако в 1999 году посредством референдума институт несменяемости судей был упразднен, и судьи стали избираться на пятилетний срок. Возможно, это новшество было продиктовано благими намерениями, но проблем, существовавших в судебной системе, оно не решило. С тех пор в проблемах нашей судебной системы принято винить ее зависимость от воли законодательной и исполнительной властей, частенько пользующихся так называемым "телефонным правом".
Независимость судебной власти необходима в первую очередь, для того чтобы суды могли без оглядки на другие ветви власти осуществлять правосудие, чтобы ни президент, ни парламент не могли влиять на результат судебных разбирательств путем угроз увольнения или снижения зарплаты.
Однако, учитывая наш менталитет и многочисленные дружественно-родственные связи, даже в отсутствии административного ресурса, проблема так просто не решается. В судебном сообществе иногда употребляется понятие "странные судебные решения", включающее в себя неправомерные решения, вызванные коррупцией, непрофессионализмом или родственными связями. У нас такие "странные" решения встречаются довольно часто. Известен даже курьезный случай, когда судья выдал судящимся сторонам противоположные по смыслу варианты одного и того же постановления суда. Но авторы "странных" решений практически никогда не несут ответственности за свои действия.
По словам адвоката Тамаза Кецба, у нас есть орган (квалификационная коллегия), который должен рассматривать персональные дела провинившихся судей, однако его эффективность невысока. Случается иногда, что судьям дают взыскания. Так два года назад полномочия одного судьи были прекращены решением квалификационной коллегии. То есть механизм вроде бы работает, но эффективность его очень небольшая, потому как на работу квалификационной коллегии влияют те же факторы, что и на судью.
Весы, или как вершится правосудие
Беспорядок в любой сфере общественной жизни, так или иначе, сводится к беспорядку в судебной системе. У людей часто присутствует чувство незащищенности и отсутствия возможности реализовать право на справедливое правосудие. К сожалению, правосудие часто вершится по- цицероновски "имеющий деньги не может быть наказан". Есть, конечно, граждане, вполне довольные существующим положением, которые по звонку могут вытащить очередного родственника из сложной ситуации без серьезных последствий.
Само судейское сообщество виной всему видит отсутствие адекватного материально-технического обеспечения судов. Государством не созданы условия для нормальной работы судей. Взять хотя бы здание суда в городе Гудаута — здание несколько лет назад сгорело, а суд до сих пор ютится в частном доме. Здания столичных судов немного лучше, но существующие условия сложно назвать даже минимальными. Если исполнительная власть решает, установить ли в суде новую мебель, сделать ли в здании суда ремонт и купить ли суду принтер, то это, естественно, ставит судей в зависимое положение.
Крайне низкая зарплата у судей и работников судов, как и у остальных госслужащих, способствует процветанию коррупции в госорганах.
Нельзя отрицать, что материально-техническое обеспечение является важным фактором независимости суда. Необходимые материальные условия помогут минимизировать проблему коррупции в суде. Но также параллельно существует необходимость повышения качества работы судей и необходимость привлечения их к ответственности за принимаемые решения.
Меч
Довольно часто судьи выносят мягкие приговоры или даже оправдывают преступников, чья вина, казалось бы, не ставится под сомнение в обществе. Если не учитывать коррупцию, то такое может происходить и по причине некачественной работы следственных органов. Ведь даже нож, извлеченный из тела жертвы без соблюдения всех процессуальных норм, не может рассматриваться в суде в качестве улики или орудия убийства и изымается из дела. Непрофессионализмом следователей часто пользуются опытные адвокаты и выигрывают даже безнадежные дела. При этом общество, не разбирающееся в нюансах судопроизводства, склонно винить судей в предвзятости. Поэтому, говоря о реформировании судебной системы, необходимо не забывать и о реформе в правоохранительных органах.
Еще одной проблемой часто является неисполнение постановлений суда, когда решение принятое судом остается только на бумаге. Вызвано это тем, что надзором за исполнением судебных решений занимаются судебные исполнители, не являющиеся силовой структурой. А одними увещеваниями человека, захватившего чужую квартиру, освободить ее не убедишь. Поэтому люди, прошедшие все судебные инстанции и отстоявшие свои права, на деле не могут добиться их реализации.
О судебной реформе
Судебная реформа все же была запущена. Еще в 2012 году была создана Парламентская комиссия по судебной реформе, которая за два года работы подготовила 41 законопроект, охватывающие все сферы судебной системы.
Важным решением стало учреждение Конституционного суда, который является высшим судебным органом конституционного надзора и призван включаться в работу тогда, когда не срабатывает вся остальная система государственной власти и правосудия. Ему подведомственны постановления Парламента, Указы президента, Кабинета Министров. Раньше все функции Конституционного суда у нас были возложены на суд Верховный. Однако по факту Верховный суд не занимался рассмотрением дел, входящих в компетенцию Конституционного суда, так как это было чревато неприятностями.
Хорошо, что государство, наконец, созрело для создания Конституционного суда. Однако, для того чтобы Конституционный суд заработал, необходимы соответствующие условия, обеспечивающие его независимость и самостоятельность. В чем, собственно, и заключается весь смысл его существования.
Так как наделение статусом несменяемости судей является одним из важных элементов независимости судебной власти, поэтому, как сообщил председатель парламентской рабочей группы по судебной реформе Валерий Агрба, при внесении конституционных изменений одной из важных составляющих реформы было изменение срока полномочий судей. В соответствии с "Законом о судебной власти" судьи общей юрисдикции, Верховного суда, Арбитражного суда избираются на десятилетний период, а судьи Конституционного суда – на пятнадцать лет без права на переизбрание. Они не наделяются статусом несменяемости, так как на сегодняшний день многие проблемы, связанные с организацией судебной власти, еще не решены, и работа судов не соответствует ожиданиям общества, отсутствует доверие к органам судебной власти. В то же время эта мера — увеличение срока полномочий — освобождает судей от оглядки на законодательный орган либо на президента.
Согласно законопроекту изменяются не только сроки, но и требования к самим судьям: квалификация, стаж работы, возраст. Вводится новый конкурсный порядок отбора. Квалификационная коллегия проверяет кандидата на соответствие критериям, предъявляемым к должности.
Предусмотрена дисциплинарная ответственность судей за различные нарушения. Взыскания за дисциплинарные нарушения колеблются от выговора до прекращения полномочий. Также, по словам Валерия Агрба, в законе заложена материальная ответственность судей за нарушение рассмотрения дел в разумные сроки.
В числе новшеств — обязательное использование в судах судебно-информационной системы. Более того, весь судебный процесс должен сопровождаться аудио- и видео протоколированием. Неиспользование этих средств может повлечь отмену судебного акта.
Наряду с повышением требований к судьям закон предусматривает улучшение материально-технического обеспечения судей, заложена новая система расчета оплаты труда.
Одним из важных составляющих судебной реформы является "Закон о судебных исполнителях". По словам Валерия Агрба, в последние годы нарушения установленного порядка деятельности судов принимают массовый характер. Имеются случаи нападения на судей и других работников суда при исполнении ими своих служебных обязанностей и т.д. Поэтому закон предусматривает формирование службы судебных исполнителей, состоящей из двух категорий работников: судебных исполнителей, обеспечивающих соблюдение установленного порядка деятельности судов; и судебных исполнителей, занимающихся принудительным исполнением постановлений судов и других органов.
Разработанные законопроекты призваны усилить эффективность деятельности нашей судебной системы, побороть ее основные пороки и создать комфортные правовые условия как для своих, так и иностранных граждан в Абхазии. Но реформирование – это не быстрый процесс.
По мнению Тамаза Кецба, в ближайшее время вряд ли что-нибудь изменится кардинально, но сама судебная реформа, изменения в законодательстве, практика принятия конституционных решений смогут поменять политическую культуру. Люди будут стремиться соответствовать, ощутят вкус правового регулирования, появится ощущение правового смысла.
Конечно же, реформирование судебной системы осложняется социально-экономическим состоянием государства. Для воплощения всего запланированного нужны немалые средства. Тем не менее, нужно расставлять приоритеты. Судебная система является основой для развития государства, осуществления исполнительной и законодательной деятельности, развития национальной экономики. Можно ведь написать не один десяток законов, однако в отсутствии необходимой политической воли все законы могут оказаться мертворожденными.