11:25 18 Сентября 2020
Прямой эфир
  • USD75.19
  • EUR88.63
Аналитика
Получить короткую ссылку
26012

Основная цель ОГВ состоит в предупреждении вооруженного нападения на одну из сторон, считает эксперт Андрей Арешев.

Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН.

Накануне президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба сообщил о предстоящей подготовке соглашений, предусмотренных Договором о союзничестве и стратегическом партнерстве с Россией. Вместе с тем, по словам главы государства, имеются нюансы, которые необходимо решить. 

Напомним, российско-абхазский договор "О союзничестве и стратегическом партнерстве" был подписан 24 ноября 2014 года и вступил в силу 5 марта 2015 года. Документ предусматривает формирование общего пространства обороны и безопасности, в том числе путем создания объединенной группировки войск Абхазии и России, которые будут подчинены объединенному командованию.

Изначально возникало мало сомнений в том, что заключение, как вышеупомянутого Договора, так и комплекса связанных с ним соглашений полностью соответствует актуальным задачам обеспечения безопасности Республики Абхазия и социально-экономического развития признанного Россией независимого государства. 

Не менее важно и то, что любой договор следует рассматривать как целостный документ, положения которого находятся в непосредственной взаимосвязи друг с другом. Так, думается, можно согласиться с тем,  что без усиления оборонной и правоохранительной составляющей открытие границ может оказаться преждевременным и связанным с дополнительными рисками. Не вызывает сомнений и то, что, учитывая современную историю Абхазии, сложно думать исключительно о социальных гарантиях, не имея сильной армии, способной в полной мере обеспечить безопасность государства.

Начальник Генерального штаба абхазской армии Анатолий Хрулев в вопросе подписания документа об Объединенной группировке войск (ОГВ) настроен весьма оптимистично: “За прошедшие три летних месяца, включая начало сентября, между Минобороны Абхазии и Минобороны России полностью согласованы проекты по всем позициям – это соглашения и положения об объединенной группировке, соглашения по финансированию и договор о модернизации ВС Абхазии с российской стороной, которая нас уже уведомила, что сейчас все документы, согласованные на уровне министерства, отправлены в органы центрального управления для согласования. И уже через две-три недели будем выходить на подписание всех этих документов. В целом хочу сказать, что Объединенная группировка нам очень нужна, поскольку позволит достичь нашей армии совершенно иного качества развития и модернизации. Благодаря этому ВС Абхазии смогут противостоять всем сегодняшним вызовам”.

С этим сложно не согласиться. По мнению военных экспертов, пока армия Республики Абхазия, мягко говоря, не в полной мере отвечает реалиям сегодняшних угроз (реальных и потенциальных), имеющихся на противоположной стороне реки Ингур. Ее численность составляет менее 1,5 тысяч военнослужащих, в основном солдат срочной службы, что явно недостаточно для обороны всей территории республики. Переход к контрактно-призывному принципу комплектования армии позволил бы существенно повысить ее боеспособность, сформировать ряд новых оперативно-тактических единиц, однако в имеющихся условиях это можно сделать только при финансовой поддержке со стороны России.

В случае гипотетических приграничных провокаций имеющиеся в Абхазии планы мобилизационного развертывания могут оказаться недостаточно эффективными. Уже сейчас с грузинской стороны работают беспилотники, проводятся разведывательные операции, в том числе средствами радиотехнической разведки. 

Отличительной особенностью современных военных действий является их быстротечность, тактика действий малыми группами, отражать которые предстоит, главным образом, российским войсковым соединениям, расположенным в приграничных районах Абхазии (Галский район, Кодорское ущелье). Самостоятельную задачу представляет собой оборона морского побережья, в связи с чем возрастает значение порта Очамчыра, являющегося пунктом дислокации сторожевых катеров береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.

К сожалению, техническое состояние абхазской армии остается достаточно низким. Так, на вооружении стоят 50 танков Т-55 и всего 9 танков Т-72 (менее танковой роты). Даже при высоком уровне их выхода из парков реальный боевой потенциал единственного танкового батальона будет невелик. Причина – моральное и физическое старение вооружений и боевой техники, необходимость их частого ремонта, что требует создания передвижных мастерских. Нечто подобное можно сказать и в отношении другой бронетанковой техники. По имеющимся данным, абхазская армия имеет 45 боевых машин пехоты БМП-1 и 25 БМП-2, а также 26 бронетранспортеров (в основном БРДМ-2). Эта бронетехника может укрыть менее 1 тыс. военнослужащих. Следовательно, бригады мобилизационного развертывания вообще не укомплектованы бронетехникой. Они представляют собой не мотострелковые, а пехотные бригады. При их введении в бой неизбежна высокая гибель личного состава, что будет только усугубляться низкой слаженностью подразделением абхазской армии.

Военная техника, состоявшая на вооружении Республики Абхазия в 1990-х годах (танки, бронированные машины, артиллерийские системы, авиация, силы ВМФ и т.д.), на сегодняшний день морально устарела. Необходима ее модернизация и более тесная интеграция (включая проведение совместных учений) с силами расположенной в Гудаутском и Очамчырском районах 7-й российской базы – с тем, чтобы обеспечить ее соответствие реалиям сегодняшних угроз. Отдельной проблемой абхазской армии является отсутствие у нее современных средств связи, способных обеспечивать уверенный прием в горно-лесистой местности при радиопротиводействии со стороны противника.

Как уже упоминалось выше, современная тактика ведения боевых действий постоянно меняется и с каждым годом совершенствуется, что во весь рост ставит проблему своевременного и комплексного обучения новым технологиям как офицеров, так и солдат.

Одним словом, армия сегодня – это высокотехнологичная военная техника, механизмы, которые требуют особых навыков управления. Это живой организм, который должен постоянно развиваться. Необходимо ежечасно поддерживать, воспроизводить и приумножать его потенциал и возможности. 

В условиях ограниченности финансовых средств в Республике Абхазия, решению этих задач в полной мере соответствует создание совместной объединенной группировки Вооруженных Сил Российской Федерации и Республики Абхазия, направленное на решение задач обеспечения безопасности страны и не несущее каких-либо угроз суверенитету либо внутренней стабильности Республики Абхазия.

Обсудить в деталях соглашение о создании ОГВ вряд ли возможно в силу его закрытого характера, однако некоторые вещи очевидны уже сейчас. Кроме того, можно сделать некоторые предположения. Так, срок действия соглашения идентичен сроку действия российско-абхазского Договора и составляет 10 лет. Соглашением предусмотрен порядок создания и использования объединенной группировки. Решение о применении ОГВ принимается верховными главнокомандующими России и Абхазии. Соглашением предусмотрен и план модернизации Вооруженных Сил Республики Абхазия. Можно предположить, что ОГВ будет создаваться как на базе 7-й военной базы, так и подразделений ВС РА.

Основная цель ОГВ состоит в предупреждении вооруженного нападения на одну из сторон (Россия или Абхазия), прикрытии государственной границы, обеспечении различных видов военной защиты. 

В перспективе материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Абхазии, после их вхождения в состав ОГВ, будет доведено до уровня ВС Российской Федерации. 

Можно подумать также о целесообразности полного включения силового блока абхазской армии в состав ОГВ. Очевидно, что современным военным технологиям абхазские военнослужащие смогут обучиться в учебных центрах российской армии.

По словам Анатолия Хрулева, доведение профессионального уровня абхазских военных до российского уровня займет примерно три года. На первом этапе будет создана нормативно-правовая база и выделены территории, где будут создаваться инфраструктурные подразделения в рамках ОГВ. Второй этап (с июнь 2016 года) – «это создание инфраструктуры, под которую уже будут выдаваться техника, вооружение. Наши военнослужащие пройдут подготовку либо в России, либо российские инструкторы приедут обучать наших ребят в Абхазию. Также российская сторона должна будет произвести заказ техники вооружения, и по мере готовности инфраструктуры, а также подготовки наших специалистов, они будут подавать технику сюда. В последующем это будет мобилизационным людским ресурсом Абхазии, и в модификации техники, вооружении, управлении, материально-техническом обеспечении мы выйдем на один уровень с российскими вооруженными силами».  

Очевидно, что в рамках углубления взаимовыгодной военно-политической интеграции российская сторона готова предоставить Абхазии высокотехнологичные комплексы военного назначения, принять участие в создании соответствующей инфраструктуры. В то же время очевидно и то, что без должным образом поставленного процесса обучения вложенные средства (а речь может идти о нескольких миллиардах рублей) могут быть потрачены впустую: техник и казармы быстро придут в негодность (хотя бы в силу отсутствия гаражей либо ангаров) и т.д. Таким образом, все имущественные комплексы, которые Российская Федерация создаст на территории Республики Абхазия, могут быть переданы в собственность ВС РА только после окончания процесса обучения и в порядке, согласованном сторонами. 

Не вызывает сомнений также необходимость наведения порядка на абхазо-грузинской границе. Договор предусматривает оснащение приграничной полосы в соответствии с самыми современными технологиями и требованиями. Абхазия должна быть защищена по всему периметру, в том числе на земле, в воздухе и на водных рубежах. Для этого необходимо задуматься об обустройстве пограничных переходов на воздушных и водных рубежах – во всяком случае, там, где речь идет о благоприятных для контрабанды бесконтрольных точках. Сегодня это, конечно, сказывается на имидже республики, а самое главное – на национальной безопасности. 

Препятствовать комплексному обустройству на всех рубежах, призванному сузить возможности трансграничного криминала при полном соблюдении прав законопослушных граждан на свободное передвижение могут только те силы, которые преследуют узкогрупповые корыстные интересы. 

С 2008 года абхазская сторона стремилась к максимально свободному пересечению российско-абхазской границы. Достижению этой цели соответствуют условия Договора, которые необходимо выполнять в полной мере. Комплексное решение вопросов безопасности будет способствовать притоку инвестиций в Республику Абхазия, что даст дополнительный импульс развитию экономики страны.



Главные темы

Орбита Sputnik