10:42 20 Ноября 2019
Прямой эфир
  • USD63.77
  • EUR70.63
Мзия Чачхалия.

Учитель школы №10 Мзия Чачхалия: я не ставлю двойки

© Sputnik Томас Тхайцук
Аналитика
Получить короткую ссылку
101961

Учитель музыки Горской школы №10 города Сухум имени Нестора Лакоба, обладатель звания "Учитель года – 2013" Мзия Чачхалия рассказала Sputnik о разработанной ею программе уроков пения для абхазских школ, своем брате Резо Чачхалия и любви к преподаванию.

О любви к школе, брате, известном в Абхазии певце Резо Чачхалия, и программе уроков пения для абхазских школ в интервью Sputnik рассказала учитель музыки Горской школы №10 имени Нестора Лакоба Мзия Чачхалия. Беседовала Астанда Ардзинба. 

 Мзия Потовна, вы работаете учителем музыки уже более 30 лет, расскажите, что повлияло на ваш выбор профессии?

— Учителем музыки я хотела стать с детства. Я была в четвертом классе средней школы №5 города Ткуарчал, когда учителя местной музыкальной школы приходили в классы и отбирали способных детей. Так в музыкальную школу попал мой брат Резо Чачхалия, он играл на трубе, а меня взяли в класс по аккордеону, я была слишком взрослая для класса по фортепиано. 

 Вы не расстроились, что не попали в класс по фортепиано?

— Нет, не расстроилась. После у нас был предмет, где нас обучали игре на фортепиано. Могу сказать, что я и на аккордеоне, и на фортепиано играю одинаково. И вот, учась в ткуарчалской музыкальной школе, директором которой был легендарный Рауль Георгиевич Шакая, я всегда с интересом наблюдала за своими преподавателями, восхищалась ими, мечтала быть на них похожей. С тех пор я и мечтала стать учителем музыки. Волею судьбы мой брат поступил в Сухумское государственное музыкальное училище, а за ним и я. Он учился по классу духовых инструментов, а я — по классу народных инструментов. Окончила я училище по специальностям "преподаватель по классу аккордеона и дирижер оркестра народных инструментов". 

 И по окончании учебы в музучилище вы сразу приступили к преподавательской деятельности?

— Да, я работаю с 1985 года. До войны я работала в ткуарчалской музыкальной школе, где создала оркестр абхазских народных инструментов. Мои ученики выступали на смотрах музыкальных школ Абхазии и не раз занимали первые места. До сих пор храню грамоты и дипломы того времени. Война разрушила все, многим стало не до музыки. 

После Победы я переехала в Агудзеру, государство выделило мне там квартиру в память о моем брате, погибшем во время войны. Резо в Агудзере хорошо знали, до начала боевых действий он работал в поселке. У него был детский вокально-инструментальный ансамбль "Аламыс". Это был единственный абхазский детский коллектив в Гулрыпшком районе, где в то время преобладало грузинское население. Их выступления всегда были громким событием. Резо написал для "Аламыс" три песни "Амышәҳәыс" ("Медвежонок"), "Аԥсуа ԥацха" ("Абхазская апацха"), "Аԥсынра" ("Абхазия"). Некоторые участники его ансамбля сейчас известны как участники команды КВН "Нарты из Абхазии", это Тимур Тания, Алхас Каджая. 

Меня пригласили в Агудзеру как музыканта и предложили работать в Доме культуры. Я продолжила дело брата и стала возрождать его ансамбль. Помню, сразу после войны в 1994 году в Сухуме прошел первый конкурс детской песни "Аҟармаҵыс", где выступили мои подопечные и спели песни Резо Чачхалия "Амышәҳәыс".

 Помните свои ощущения перед их выступлением? 

— Я очень волновалась, боялась, что они не будут смотреться на уровне. Но после концерта члены жюри подходили и благодарили за проделанную работу. Это был наш первый шаг. Я много лет проработала в Агудзере, первые пять лет нам не платили зарплату, мы трудились бесплатно. Тяжело приходилось. Уже тогда я стала работать в общеобразовательной школе Гулрыпша, где учила детей абхазским песням, проводила конкурсы, концерты, утренники. В 1999 году, услышав, что в сухумской школе №10 нет учителя пения, я пришла к директору и предложила свою помощь. С тех пор здесь и работаю. 

 Чем отличается работа с детьми в музыкальной и общеобразовательной школах?

— Работа в общеобразовательной школе совсем другая. Здесь нельзя разделять детей на тех, у кого есть слух, и тех, у кого его нет, петь должны все. Важна дисциплина, детей нужно организовать. Когда я первый раз пришла в школу, моя первая учительница Этери Викторовна Ласурия, которая тоже стала работать в этой школе, спросила меня: "А ты сможешь?" И этим вопросом озадачила меня. Но я смогла, довольны и дети, и родители. Работа в общеобразовательной школе мне нравится даже больше, чем в музыкальной. 

 Что помогает вам сохранять дисциплину в классе?

— Наверное, дар учителя. Нужно, чтобы тебя дети слышали. 

 Что самое главное в работе учителя?

— Любить надо свой предмет и любить детей, не выбирая. Я не говорю, что я преподаю лучше кого-то, но дети меня любят. И сам урок пения им интересен, это же веселый предмет. Домашнее задание здесь не задают, пятерки у всех, двоек я не ставлю, в исключительных случаях и только за поведение. 

 Уже четыре года в Горской школе проходит конкурс песен военных лет, расскажите, как возникла идея проведения конкурса?

— Фестиваль "Ашәа ахы иагаӡом" ("Песню пулей не убить") впервые прошел в Ткуарчале в апреле 1994 года и был посвящен памяти моего брата Резо Чачхалия. Первый раз в блокадном городе после ужасов войны, голода и холода люди собрались слушать песни. Приехали исполнители со всех районов республики. Оставшиеся в живых ветераны пели песни, рожденные войной, в их числе были знаменитые Нодар Кварчия, Отар Ферзба. Я также приняла участие в фестивале, меня попросили исполнить песню о брате "Сашьцәа иреиӷьу" ("Лучший из моих братьев") на стихи Аиды Чачхалия (ред. — глава администрации Ткуарчалского района), посвященные Резо, а я написала музыку. Эту песню я и спела, была и вторая, которой я уже и не припомню. "Сашьцәа иреиӷьу" после фестиваля в Ткуарчале я исполняла лишь однажды на концерте в Пицунде, посвященном Валерию Багателия, и больше никогда ее не пела. 

 Почему?

— Не для пиара эта песня, слишком это личное. 

 Вы были очень дружны с братом? 

— Очень. Мы росли вместе, он был старше на год и два месяца. Он всю жизнь стоял за меня горой, даже в детском саду никому не позволял меня обижать. Мы вместе учились и в Сухумском музыкальном училище. Помню, приезжая домой, мы всегда спорили и ругались, мама постоянно говорила: «Какой позор, если вы и там так постоянно ругаетесь, как стыдно!». А мы, напротив, в Сухуме не ругались. Он здесь был совершенно другим, джентльменом становился и в театр приглашал. Он был старше и чувствовал свою ответственность за меня вдалеке от дома. У нас еще две младшие сестры, обе музыкальные, одна из сестер, Мадина, поет в Государственной капелле республики, также как и Резо пел. 

 Ваши родители были связаны с музыкой?

— Нет, просто с хорошим музыкальным слухом. 

 Работая педагогом, вы решили возродить фестиваль военных песен на школьном уровне?

— Да, и дети каждый год с удовольствием принимают в нем участие. Мы сохранили название фестиваля "Песню пулей не убить" и его эмблему, на которой изображена гитара и два автомата. На войне тоже находилось место творчеству, это помогало выжить и жить дальше. 

 В 2013 году вы стали Учителем года Абхазии, почетное звание вам вручили за разработку специальной программы уроков пения в абхазских школах, расскажите о работе над программой?

— Уроки пения проводятся в школе до шестого класса, программа составлена на основе российской и до сих пор не включала абхазских песен. Я, безусловно, обучаю и музыкальной грамоте, в шестом классе даю биографию великих композиторов, но на уроке пения нужно петь, больше всего мы уделяем внимание именно песням. 

Я составила сборник песен для обучения детей в абхазских школах, расписала их очередность. В него вошли около ста абхазских и русских песен, все они на слуху. Получилось пособие для учителей музыки с текстом песен и нотами. Я передала сборник в Министерство образования, где он готовится к изданию. 

Самое главное в моей программе – это изучение гимна Абхазии в четвертом классе. Однажды два моих ученика с родителями пришли в гости к Первому президенту Абхазии Владиславу Ардзинба. Когда их попросили что-либо исполнить для президента, они неожиданно для всех присутствующих спели ему гимн республики. Мне рассказывали, что Владислав прослезился, а после просил передать мне, их учителю музыки, благодарность. Для меня это большой подарок, дороже этой награды для меня нет. 

Современные дети отличаются от тех детей, с которыми вы работали в начале своей преподавательской деятельности?

— Сегодняшние дети очень продвинутые, они знают многое, их сложнее заинтересовать. 

 Вы волнуетесь перед началом урока?

— Нет, я привыкла, волнения нет.

 Что бы вы пожелали своим коллегам в их профессиональный праздник?

— Первым делом, здоровья и терпения. Желаю им, чтобы ценили их труд. Для учителя, который всю душу вкладывает в своих учеников, это лучшая благодарность. 

Теги:
образование, педагоги, День учителя, Мзия Чачхалия, Азия, Весь мир, Абхазия


Главные темы

Орбита Sputnik