Sputnik. Асида Квициния.
Высокий, опрятный, в строгой рубашке, шахматист Отар Хурхумал встретил меня с какой-то загадочной улыбкой, которую в процессе нашей беседы я наблюдала не раз.
Он выслушивал мои вопросы внимательно, но отвечал коротко, с небольшой усмешкой, не понимая, откуда появился такой интерес. Абсолютно невозмутимый, сдержанный, с проницательным взглядом, он выглядел именно так, как и должен, в моем понимании, выглядеть шахматист.
Мы прошли с ним в шахматный класс, где сидели больше десятка юных шахматистов от 6 до 10 лет. Несмотря на такое количество детей, царила тишина. На минуту дети отложили игру и стали прислушиваться к нашему разговору. Но тренер сдержанно и строго велел детям не отвлекаться и продолжать занятия.
"У меня шахматная семья. Мой отец серьезно занимался этим видом спорта, выступал на различных соревнованиях в СССР, и войти в этот спорт мне, наверно, было предназначено судьбой. Всем азам в шахматах я научился у него еще в четыре года. В скором времени у меня появился интерес к этому виду спорта. К шести годам я пошел в шахматную школу в моем городе Очамчыра", — начал свой рассказа тренер.
Во время интервью в классе поднялся небольшой гул, но тренер в той же манере, как и вначале, сделал замечание детям, и опять наступила полная тишина.
"Мой самый запоминающийся турнир состоялся в Австрии, когда мне было 13 лет. Ближе к развалу Советского Союза у нас появлялась возможность выезжать за границу, в так называемые страны "загнивающего капитализма", усмехнувшись, произнес он. Для меня этот турнир был успешным, и мне в последнем туре было достаточно ничьей, чтобы победить. В этом решающем туре я попал со своим другом из Сухума, и я был уверен, что с его стороны никакого сопротивления не будет. Но борьба была тяжелой, и с большим трудом мне удалось вывести игру в ничью. Тогда, в 13 лет, я понял главное, что в спорте нужно быть бескомпромиссным и бороться до конца. Это не должно отражаться на каких-то отношениях вне матча. Дружба дружбой, но спорт есть спорт. Своих учеников я учу тому, что за шахматной доской нужно бороться. И если этого нет, не только в шахматах, но и в другом виде спорта добиться успеха невозможно", – сказал шахматист.
Дети начали собираться домой, но перед уходом решили обсудить с тренером шахматные задачи.
"Мы одну задачу решили, а другую не смогли. Я не понял, как выиграть ладью? Как решить задачи 69 и 151?" – набросились с вопросами дети.
Выслушав все вопросы молча, как будто обращаясь к каждому, он стал разъяснять спокойным ровным голосом.
— А эти примеры вы не решили? – строго спросил он.
— Нет, мы не смотрели, что идет дальше, – понимая свою ошибку, произнес один из ребят.
— Значит, одну задачу не поняли и остановились. В математике ведь тоже так, 10 примеров не решаем из-за одной задачи, да? – обратился шахматист к ним.
— Нет, – ответили они, чувствуя свою вину.
— Делаем выводы, господа, не надо лениться. В пятницу приходим все с учебниками и решенными задачами. Неделя уже прошла, что непонятно, здесь разберем.
Объяснив несколько примеров, тренер отправил их по домам.
Жизнь в шахматах
Шахматные партии длятся по пять-шесть, иногда даже по восемь часов. И чтобы выдержать такое, необходимо быть здоровым не только физически, но и психологически.
"Внешне шахматисты безмятежны. Но в ходе игры могут быть допущены ошибки, которые приводят к проигрышу. Шахматы можно сравнить с боксом, когда боксер пропускает удар, и от этого удара надо быстро оправиться и продолжить бой, а это определенная нагрузка и стресс. Шахматы — это концентрация. Во время игры преобладает постоянное напряжение, нельзя расслабляться. Надо просчитывать мысленно шаги наперед, представлять себе позиции, которые могут возникнуть, и на протяжении всей игры стараться держать их в голове", — подчеркнул шахматист.
У каждого гроссмейстера есть определенный стиль, отметил Отар Хурхумал, который он использует в своих стратегиях.
"Из всех знаменитых шахматистов, я всегда находил интересным стиль игры Михаила Таля. Он строит свою игру на бескомпромиссных позициях. В этом стиле ты приносишь в жертву фигуры, и вся игра строится на атаках, которые, на мой взгляд, более зрелищно приводят к мату. Чаще всего, начиная играть в шахматы, такой тактики не придерживаются. Используют больше позиционный стиль, где все происходит размеренно и спокойно", — сказал шахматист.
В Абхазии, как отметил спортсмен, для шахмат созданы хорошие условия. Во всех городах есть секции, которые посещает много талантливых спортсменов. И заниматься шахматами куда проще в мире новых технологий и интернета.
"30 лет назад компьютеры только входили в жизнь шахматистов. Всю нужную информацию для обучения игры в шахматы мы записывали вручную, доступ к информации был ограничен. Если где-то в мире появлялись новые стратегии или позиции, мы просто не могли этого узнать. А сейчас благодаря интернету ты можешь следить за шахматными чемпионатами с участием знаменитых гроссмейстеров онлайн. И есть множество программ, помогающих в обучении и совершенствовании навыков", — подчеркнул шахматист.
Все дети способные, и научиться играть в шахматы может каждый. Многое зависит от родителей. Талантливые дети часто ленятся, что недопустимо в любом спорте, добавил спортсмен. Шахматы развивают детей интеллектуально, и даже не став знаменитым гроссмейстером, человек приобретает внутреннею выдержку и силу, так необходимые в жизни, добавил шахматист.
Шахматы в Абхазии имеют развитую систему регулярных соревнований. С 2003 года ежегодно проходят четыре международных турнира в разных городах страны. За это время турниры посетили более 10 тысяч человек. И с каждым годом участников соревнований становится больше, как и желающих заниматься этим видом спорта.