В сравнительно молодом государстве абхазском много разных проблем: внешне- и внутриполитических, социальных. И любому здравомыслящему человеку понятно, что решать эти проблемы нужно комплексно.
На днях Парламент Абхазии принял закон о запрете абортов. Тема, как оказалось, очень важная, остро дискуссионная, включающая религиозные, медицинские, социальные и правовые аспекты.
В дискуссиях в социальной сети Facebook, например, эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала серьезную полемику между, а это самое важное, не сторонниками и противниками абортов, а между противниками запретительных на законодательном уровне мер и сторонниками жесткого запрета государства. И те, и другие, нужно отдать должное, понимают моральную сторону вопроса, но часть из них, даже при полном неприятии аборта, считает, что жизнь может диктовать свои условия и каждый сам должен принимать решение.
Сторонники права на аборт указывают на то, что запрет абортов не приводит к снижению их количества. Они отмечают, что ключевую роль в решении женщины сделать аборт играют не моральные убеждения, а практические соображения: наличие постоянного партнера и его готовность заботиться о ребенке, наличие у женщины надежных источников дохода, доступность детских садов и других социальных гарантий. По мнению подавляющего большинства врачей и обычных женщин (а женщины знают, о чем говорят), в случае недоступности легальных и безопасных абортов женщины прибегают к криминальным или "народным" методам аборта, которые приводят к росту осложнений для здоровья и материнской смертности.
Противники же абортов говорят о "зачатом ребенке", "нерожденном младенце". Многие верующие, в частности христиане, относятся к аборту как к убийству человека, хотя и на ранней стадии его развития. Часто упоминается сложная демографическая ситуация в стране, необходимость сохранять "нежелательную беременность" именно ради поднятия уровня рождаемости.
Почему государство так борется с абортами? Это попытка объединить людей вокруг определенных ценностей или борьба за демографию?
Наверное, и то, и другое. Но демографы знают, что рождаемость и аборты слабо связаны между собой.
Мировая практика и множество исследований на эту тему свидетельствуют о том, что уровень абортов не влияет на рождаемость. Как показывают демографические исследования, количество абортов зависит от доступности средств контрацепции и сексуальной и репродуктивной грамотности населения.
Рождаемость же зависит от таких показателей, как экономическая стабильность с достойной заработной платой, как социальная стабильность – то есть беспрепятственный доступ к медицине, к дошкольному, школьному и высшему образованию… Именно эти независимые друг от друга закономерности приводят к тому, что уровень рождаемости и уровень абортов изменяются независимо друг от друга.
По данным демографов, в среднем количество абортов в странах с либеральным абортным законодательством не превышает их количества в странах с ограничительным законодательством. При этом ограничительные законы в отношении абортов соотносятся с увеличением числа небезопасных абортов, часто со смертельным исходом.
Одними запретительными мерами государству не решить ни этот, ни какой-либо другой вопрос. Для предотвращения всех видов тяжких и не очень с точки зрения закона преступлений, в том числе наркомании, абортов, малолетней преступности, в первую очередь нужна профилактическая работа, превентивная. Не последнее место в решении, например, проблемы абортов занимают образовательные программы не только для женщин, но и для молодых людей (девушек и парней фертильного возраста), начиная со школы.
Приоритетными направлениями в работе должны являться программы санитарного просвещения по вопросам контрацепции, методам планирования семьи, пропаганда здорового образа жизни, формирование у подрастающего поколения ответственного сексуального поведения, семейно-нравственное и, не в последнюю очередь, религиозное воспитание молодежи. Ведь показатель количества абортов – это показатель потери нравственности в обществе. И тут одними запретительными мерами, к сожалению, не обойтись.