14:44 17 Августа 2018
Прямой эфир
  • USD66.88
  • EUR76.18
Илья Беседин

Ученые изобрели первый в мире квантовый метаматериал

© Фото : Пресс-служба НИТУ "МИСиС"
Новости
Получить короткую ссылку

Международная группа исследователей совершила прорыв в создании материалов, обладающих недостижимыми в природе свойствами.

СУХУМ, 23 янв — Sputnik. Ученые Национального исследовательского технологического университета "МИСиС", Университета Карлсруэ (Германия) и Йенского института фотонных технологий (Германия) под руководством главы лаборатории "Сверхпроводящие метаматериалы" НИТУ "МИСиС" профессора Алексея Устинова впервые в мире создали так называемые "зеркальные" кубиты, а также метаматериал на их основе, сообщает РИА Новости со ссылкой на результаты работ, опубликованные в журнале "Nature Communications".

Это первый в мире квантовый метаматериал, который можно использовать в качестве элемента управления в сверхпроводящих электрических схемах.

Метаматериалы – это вещества, свойства которых определяются не столько атомами, из которых они состоят, сколько тем, в какие структуры эти самые атомы собраны. Каждая такая структура (они получили название "мета-атом") имеет размеры в десятки или даже сотни нанометров и обладает собственным набором свойств, исчезающих при попытке разделить её на составляющие.

До недавнего времени одно из принципиальных отличий атомов от мета-атомов состояло в том, что свойства обычных атомов описывались уравнениями квантовой механики, а мета-атомов – классическими физическими уравнениями.

Создание кубитов (наименьших элементов для хранения информации в квантовом компьютере) привело к появлению потенциальной возможности сконструировать материал, состоящий из мета-атомов, состояние которых описывается только квантовомеханически. Правда, такая работа потребовала создания особенных кубитов.

"Обычный кубит состоит из схемы, в которую входит три джозефсонских перехода, – поясняет научный сотрудник лаборатории "Сверхпроводящие метаматериалы" НИТУ "МИСиС" Кирилл Шульга. – А в состав зеркального входят пять переходов, симметричных относительно центральной оси. Зеркальные кубиты задумывались нами как более сложная система, нежели обычные сверхпроводящие кубиты. Логика тут проста: у искусственно усложненной системы с большим числом степеней свободы присутствует большее число факторов, которые могут влиять на её свойства. Меняя некие внешние параметры среды, в которой находится наш метаматериал, можно эти свойства включать и выключать, переводя зеркальный кубит из одного основного состояния с одними свойствами в другое".

В ходе эксперимента оказалось, что весь метаматериал, состоящий из зеркальных кубитов, может переключаться между двумя режимами. В одном из режимов цепочка таких кубитов очень хорошо пропускает электромагнитное излучение в микроволновом диапазоне, при этом оставаясь квантовым элементом. В другом она поворачивает сверхпроводящую фазу на 180 градусов и запирает прохождение электромагнитных волн через себя. Важно, что при этом она остаётся квантовой системой.

"Получается, что при помощи магнитного поля такой материал можно использовать как управляющий элемент в системах передачи квантовых сигналов (отдельных фотонов) в цепях, из которых состоят развивающиеся сейчас квантовые компьютеры", – комментирует инженер лаборатории "Сверхпроводящие метаматериалы" НИТУ "МИСиС" Илья Беседин. – Это один из ключевых элементов в сверхпроводниковых электронных устройствах".

Точно просчитать свойства одного зеркального кубита на обычном компьютере сложнее, чем обычного кубита. Усложнив такой кубит ещё в несколько раз, можно достигнуть предела сложности, уже близкого или превосходящего возможности современных электронных компьютеров. Такую сложную систему можно использовать как квантовый симулятор, то есть устройство, способное предсказать и смоделировать свойства некого реального процесса или материала.

• Нурлан Жартыбеков

Житель Казахстана за 72 часа связал шерстяной шарф длиной 43 метра и стал героем книги рекордов.

• Дорожная разметка на пересечении проспекта Манаса и улицы Боконбаева в Бишкеке

В Бишкеке замечена самая "ровная" разметка - снимок сделан на пересечении проспекта Манаса и улицы Боконбаева. Что говорят в мэрии?

• Президент Беларуси Александр Лукашенко

Президент Беларуси Александр Лукашенко в ближайшее время намерен отреагировать на ряд заявлений в СМИ и интернете.

• Яхта в океане

Шведский эколог Бьорн Бертофт, который путешествует по Балтийскому морю на яхте, используя только альтернативные источники энергии, пришвартовался в Риге.

• Костел Тургеляй

Три человека, переодетые в католических священников, вошли в костел в литовском городе Тургеляй во время службы и устроили там представление.

• Серджиус Чокану

Неожиданные находки предстали перед глазами молдавских археологов. Что нового они узнали о Кишиневе?