Sputnik, Астанда Ардзинба.
Несколько дней назад в сети появились фотографии одной из улиц Донецка, которая носит имя абхазского поэта и писателя Дмитрия Гулиа. Как выяснилось, для многих в республике это стало абсолютной, хотя и приятной неожиданностью. А между тем улица, согласно табличке на одном из домов, получила свое имя почти пятьдесят лет назад в далеком 1968 году.
Как рассказала внучка поэта Татьяна Гулия, инициатором названия стал донецкий журналист Михаил Альтер, который был дружен с Георгием Гулиа, сыном народного поэта.
"Мой отец работал в литературной газете и общался со многими журналистами, писателями и поэтами. К ним в редакцию перешел донецкий журналист и историк, а по первой специальности железнодорожник Михаил Альтер. Помню, что это был высокий мужчина с очень добрыми глазами. Он сдружился с папой, бывал у нас в Абхазии", — поделилась воспоминаниями Татьяна Георгиевна.
После очередного приезда из Донецка в Москву Михаил привез семье Гулиа табличку, которая повествовала о том, что одна из улиц его родного города названа в память абхазского народного поэта и писателя, общественного деятеля Дмитрия Гулиа. Это была копия таблички, установленной на улице Гулиа в Донецке.
Абхазский поэт принципиально писал свою фамилию с буквой "а", а не "я" на конце, игнорируя попытки придать фамилии грузинское звучание. И эта особенность была учтена на табличке, а вот год смерти Гулиа был указан ошибочный, 1953-ий, тогда как Дмитрий Гулиа умер 7 апреля 1960 года.
"В какой-то момент мы утратили связь с Михаилом Альтером. Я знаю, что он рано ушел из жизни, умер и мой отец. Вдруг на днях дочь писателя Алексея Гогуа, Амина, пишет мне, чтобы я посмотрела на фото нашего соотечественника из Донецка. Это был привет из прошлого", — комментирует Татьяна Георгиевна появление фотографий в сети.
Она упомянула соотечественника Владислава Гумба, который год назад уехал добровольцем в ДНР. Он рассказывает о своей находке коротко, по-армейски: "Шел. Увидел. Обрадовался. Сфоткал".
Владислав называет себя абаза и рассказывает, что он родом из Грозного. Он поясняет, что справляться о том, что знают жители улицы об абхазской литературе и поэте Дмитрии Гулиа, у него до сих пор возможности не было. Тем не менее при первой же возможности он готов это выяснить.
Больше рассказала жительница Донецка Аля Петрова, которая некогда жила в том самом оранжевом доме на улице Гулиа.
"Улица расположена в центре города. Раньше вокруг нее был пустырь, а на самой улице домов, наверно, восемь. Потом началась стройка микрорайона с 9-этажками и 10-этажками. И получилось, что она стала улочкой внутри микрорайона. Ее название знают только местные, кто вырос здесь", — рассказала Петрова.
С этим местом у нее связано много воспоминаний. Девушка рассказывает, как еще ребенком бегала по стройке микрорайона, а уже после в одном из новых домов ее семья получила квартиру еще во времена Союза.
"Улочка неприметная. Но вы не думайте, в то время, кроме этой улицы там ничего не было. Это потом микрорайон расстроился", — поясняет Петрова.
Она отмечает, что о том, кто такой Дмитрий Гулиа, знала с детства, возможно, потому что ее мать родом с Кавказа. Тем не менее она не исключает, что другие жители, в особенности современные, могут знать о творчестве абхазского поэта и не задумываться.
Недавно Татьяна Гулиа со своей матерью Валентиной Григорьевной Гулиа приняли решение передать табличку, подаренную Михаилом Альтером, в Музей имени народного поэта в Сухуме.
По ее словам, именем патриарха абхазской литературы некогда был назван и одесский корабль, производства Югославии. Его спустили на воду в 1965 году, а сына писателя Георгия Дмитриевича пригласили в его первый круиз.
"Был забавный случай, — вспоминает Татьяна Георгиевна, — папа решил позвонить маме с корабля. Телефонистка набрала маме и сказала: "Я, наверно, что-то перепутала, но с Валентиной Гулиа желает связаться Георгий Гулиа с корабля Дмитрия Гулиа. Мама ответила, что все верно".
О судьбе корабля внучке писателя неизвестно, но она предполагает, что его давно разрезали на металлолом, поясняя "у кораблей ведь недолгая жизнь". А вот с улицей в Донецке у нее связаны определенные надежды.
"Мне кажется, это очень символично, что улица расположена именно в Донецке. Неожиданно и приятно, что название сохранилось, и украинские власти не переименовали улицу", — отмечает она.
Татьяна Георгиевна выразила надежду, что сейчас дружественные власти ДНР не только не переименуют улицу, а, наоборот, отреставрируют таблички.