Наала Авидзба, Sputnik.
Как объединить кафе, кинотеатр, художественную студию и выставочный зал в одном пространстве? Это возможно, если за дело берется историк искусств из Базеля, куратор выставок Аннина Циммерман и команда арт-площадки «Склад». Заявленное как экспозиция абхазских и швейцарских художников, мероприятие на "Складе драмтеатра" на самом деле отражает представление Аннины об идеальном мире. И в нем действительно есть все, что нужно для счастья. Уютная атмосфера, теплый ламповый свет, кисти и краски, интересное кино, место для встреч с друзьями.
Больше цвета
Все работы, представленные на выставке с названием "Осторожно, окрашено!", подбирала Аннина. С таким предложением к ней обратились организаторы площадки "Склад" Асида Бутба и Татьяна Ергунова.
— Я сказала "конечно", закрыла глаза и стала вспоминать выставку в Союзе художников в феврале. Я стала думать о том, что было для меня самым сильным впечатлением, что осталось в памяти как самые сильные образы, — говорит Аннина.
Она остановила свой выбор на картинах с наиболее интенсивными, по ее словам, красками и светом. На тех, которые создают свои собственные миры.
Авторы
Отбирая для выставки работы Лаши Габелия, Аннина не знала, что в Абхазии он известный художник. Будь это известно ей, она бы постеснялась его просить, признается Аннина.
— У него утонченная техника живописи. Большие пятна масла взрываются и затвердевают на миниатюрном холсте, создавая удивительные ландшафты. Зритель должен сам выбрать, хочет ли он бродить среди цветущих берегов реки или понять, как мастер использует пигменты и растворители, придавая им формы внешнего мира, — рассказывает она о своем восприятии работ Лаши Габелия.
Не меньшее впечатление на швейцарского искусствоведа произвели тарелки Валерия Тарба. Этот предмет может показаться банальным столовым прибором, но не в этом случае.
— Тарелки Валерия Тарба не сувениры для иностранцев. Элегантно используя слегка выгнутую поверхность, он получает уникальные предметы, — говорит Аннина Циммерман.
Стремясь организовать веселую выставку, Аннина точно знала, что не сможет обойтись без работ Анатолия Качалова. Прогуливаясь по сухумской набережной, она купила одну из его картин для сестры. Сейчас уже жалеет о решении подарить тот натюрморт. Придется покупать новый, улыбается Аннина.
Остальных участников она выбирала из числа фотографий, присланных Асидой Бутба. Священник, ставший художником, Адгур Ампар, уверена Аннина, научился изображать неопределенность, состояния ума, в которых некоторые его части еще не стали частью реальной жизни.
В живописи Амры Чичибая видна глубина, в ней нет ничего стабильного и безопасного, считает Аннина. В одной картине вспышки света путешествуют по облачному небу, а другая наполнена меланхолической тишиной, отмечает искусствовед.
В голове у юной художницы Николь Барцыц таится огромный космос. Но чтобы понять эту Вселенную, нужно дождаться ее персональной выставки, говорит Аннина.
Мария Магдалена и яичная темпера
В экспозиции участвует художница Мария Магдалена З’Грагген из Базеля. Представленная работа не случайно выглядит очень аппетитно. Это часть серии, выполненной в 1998 году. Общая тема – маленькие, вкусные тарты, один из французских десертов. В этих работах Магдалена анализировала пышность в живописи и хотела показать, что картины интересны не только в интеллектуальном, но и чувственном смысле.
В Сухум она приехала не только участвовать в выставке. Она привезла с собой все необходимые материалы и провела трехдневный воркшоп по яичной темпере.
— Это древняя техника. Она очень проста, и цвета невероятно красивы, они светятся, они проявляют свою суть. Вы берете яйца, пигмент, смешиваете. Это удивительно, — говорит Магдалена.
С ней соглашается Апща Хагба. Работая во время воркшопа с яичной темперой, у нее складывалось ощущение, будто она сама создавала цвет. Ее особенно заинтересовала история этой техники. Яичная темпера традиционно используется в иконописи. Рисовать такой краской можно только на дереве. Но его подготовка процесс не быстрый, отмечает Апща. Сначала его надо выбрать, затем отшкурить, намазать клей, прогрунтовать несколько раз. Но уж когда все высохнет, ты его уже любишь, признается Апща.
Швейцарская улитка
Еще одним участником выставки была улитка из Базеля. Художник из Роттердама, супруг Аннины Ник Беземер аккуратно перенес на 18-метровую стену настоящий след, оставленный улиткой. Улитки довольно бесцеремонно относятся к цветам в саду Аннины и Ника, находя их, по-видимому, довольно вкусными. Однажды Ник обнаружил на столе след от улитки на утренней росе. Он сфотографировал его и перенес в черном цвете на другие поверхности. Глядя на путь улитки, возникает ощущение расслабленности. Ник видит в этом и чувство свободы:
— Это как бы говорит, осмельтесь быть медленными, быть бесцельными. Я люблю скорость, электронику и цифровой мир, но иногда нужно остановиться и осмотреться, поглядеть по сторонам, а не следовать только прямым путем.
Попасть в мир ярких красок и свободы творчества можно будет еще в течение десяти дней. "Осторожно, окрашено!" продлится на "Складе" до 28 мая.