Sputnik, Астанда Ардзинба.
Современный Айнар
Задумывались ли вы о том, как выглядит современный кузнец? Брутальный и большой мужчина, да с развитой мускулатурой, чтобы мог зарядить хорошенько молотом по наковальне?
Нет, и еще раз нет. Когда-то кузнецы действительно считались сродни магам. Ведь они владели искусством превращения и делали это с помощью огня. Кузня у абхазов считалась священным местом, здесь молились Богу кузни Шашвы.
Современные мастера, на первый взгляд, от ореола таинственности и мистики избавились. Они черпают идеи в интернете и ведут свой инстаграм. Но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что все не так однозначно.
"Клиенты приходят и все переспрашивают: "Ты точно кузнец?" — Я только улыбаюсь в ответ", — рассказывает кузнец Давид Джопуа и разжигает огонь в горне.
Многим представляется будто кузнец обязательно должен быть недюжинной силы. На самом деле, все, что требуется, – это творческий ум. Как выясняется, так было и в древности, так же и сейчас. Только в старину у кузнеца были помощники из категории "сила есть, ума не надо", сегодня же их функцию выполняет машина для пресса.
Конвейер против эксклюзивности
Давид работает в кузне известного в Абхазии мастера кузнечного дела, графика Тимура Дзидзария уже полтора года.
"До того как перейти сюда, я больше четырех лет проработал в другой мастерской. Там работали по технологии холодной ковки. Знаете что это такое? Ну, это когда все на станке, машины работают. Это легче, и времени много не занимает, но мне это не нравилось", — признается кузнец.
Давид из тех людей, который не желает превращать искусство в конвейерное производство. Он мечтает создавать уникальные изделия. Потому и перешел в кузню, где упор делают на качество и эксклюзивность. Здесь применяют самый древний и непростой способ обработки металла – горячую ковку.
Мастера работают с металлом, нагревая его при очень больших температурах, доводя до эластичности, когда он становится послушным и мягким. Только таким способом мастер может создать действительно уникальное долговечное изделие, абсолютно идентичное которому изготовить уже никому не удастся.
Горячую ковку редко применяют при больших производствах. В частности из-за высокой цены изделий, ведь работа с металлом при высокой температуре – процесс трудоемкий, а следовательно и дорогостоящий. Лишь настоящие ценители художественной ковки позволяют себе заказывать эксклюзивные изделия.
Применяя горячую ковку, Давид может изготовить кованые ворота, винтовые лестницы, перила, сувениры и даже колыбель, образец которой нашел случайно в интернете. Но самый частый заказ – это ножи, традиционные абхазские. Это неотъемлемый элемент абхазской национальной культуры, изготовляя которые Давид стал истинным кузнецом-оружейником.
И пока мы беседовали, печь раскалилась, и кузнец, ухватив длинными щипцами, отправил в огонь металлическую заготовку, которой предопределено стать новым ножом.
Из глубины веков
История происхождения абхазского ножа уходит корнями в глубокую древность. Наши предки всегда при себе имели небольшой нож, которым пользовались в бытовых целях, например, для забивания животных, изготовления ручек для топоров, вил и кос и других хозяйственных нужд, как дома, так и в горах.
Ножи в Абхазии издревле изготавливали из дамасской стали, для которой характерно появление узоров на поверхности. Техника "сварного дамаска" считалась вершиной ручного кузнечного творчества. Этот металл имел огромную ценность во многих странах, а сама технология производства хранилась в строжайшем секрете.
Считалось, что оружию из дамасской стали не могло противостоять ни одно другое. Оно было на удивление крепким и могло прослужить нескольким поколениям. Из дамасской стали в Абхазии изготавливали не только ножи, но и мечи, кинжалы, наконечники копий.
Древние мастера готовились к работе по изготовлению клинка, как к подвигу. Они молились, воздерживались от алкоголя, совершали омовения, отдалялись от женщин, которые вообще не имели права переступать порога кузницы. До конца ковки мастер не должен был прикасаться обнаженной рукой к металлу клинка.
Технология и процесс изготовления традиционного абхазского ножа сохранились в первозданном виде.
"Я могу иногда позволить себе вольности, сделать узор, например. Моим ровесникам это нравится. Но шеф (Тимур Дзидзария — ред.) такие вещи не приветствует. Посмотрит и просто спросит: "Это что?" — Этим все и будет сказано", — рассказывает Давид.
Это лишь один из примеров того, что в кузне царит абсолютный культ традиций. Что тем более важно, если учитывать, что формы и пропорции абхазского ножа не менялись веками. Именно они отличают его от традиционных ножей других народов.
Узнать из тысячи
Как правило, клинок традиционного абхазского ножа достигает в длину 13-25 сантиметров, а его рукоять всего около десяти сантиметров. Толщина обуха должна быть не менее 3 миллиметров.
Обычно рукоять ножа изготавливают из рогов животных, в частности, тура, буйвола, оленя или быка. Широко распространены и деревянные рукоятки, их изготавливают из орехового дерева. Форма рукоятки почти круглая, но немного приплюснута с боков. Ширина рукоятки и клинка одинаковая и составляет примерно 20-25 миллиметров.
Абхазский нож принято носить на левой стороне и извлекать двумя руками. На головке рукояти у ножа имеется металлическое кольцо, к которому крепится кожаный темляк для удобства извлечении ножа из ножен.
Ножны же – неотъемлемый элемент абхазского ножа. Как правило, они изготовляются из дерева, которое потом обтягивается кожей. Нужно, чтобы нож помещался в ножны целиком - выступать может только один или два сантиметра рукояти. Абхазский нож принято доставать из ножен за кожаный лепесток, закрепленный на хвостовике.
Орнамент в виде поперечных или диагональных черточек из белых, красных или коричневых полос козьей кожи – это обязательный декоративный элемент ножен. В старину, прежде чем прошить их в ножны, кожаные полосы опускали в воск. После в темноте ими при необходимости могли пользоваться как свечами.
Из огня в ножны
Раскалив дамасскую сталь при температуре выше 1300 — 1400°C Давид вытягивает кусок металла на наковальне и придает ему форму клинка, после чего металл охлаждает.
Но после того как клинок получил необходимую форму, его снова немного нагревают и опускают в масло – это процесс закаливания, после которого металл приобретает большую твердость, но становится хрупким, менее пластичным и менее вязким.
И только после следует шлифовка клинка. При шлифовке важно, чтобы металл не нагревался при трении. Потому у мастера всегда под рукой холодная вода, которой он спрыскивает поверхность шлифовальной машинки. Кузнец удаляет мельчайшие шероховатости, доводя металл до блеска.
Легко сказать — сложно сделать. На изготовление такого ножа потребуется не меньше недели. Это при том, что рукоять и ножны будут заготовлены. Однако цель оправдывает, ведь в результате оружие — произведение искусства.