Sputnik, Астанда Ардзинба.
"Новенькие есть?" С этого вопроса тренер Сухумской школы бокса начинает первую тренировку после зимних каникул. В этом году они выдались особенно долгими, потому как в конце января объявили еще две недели карантина. В общем, у ребят было время отдохнуть. Хотя те, кто постарше и готовятся к соревнованиям, приходили в зал каждый день, рассказывает тренер по боксу и по совместительству директор Республиканской детско-юношеской спортивной школы Алик Карди оглы.
Новеньких сегодня двое. Один из них, Нестор, решил незамедлительно втянуться в процесс. Он провел с ребятами разминку и в течение всей полуторачасовой тренировки добросовестно выполнял задания. Его друг, напротив, решил побыть сторонним наблюдателем.
"Я присматриваюсь, понравится — приду заниматься. Посмотрим, что они тут выделывают", — чинно ответил он.
Все мальчишки разные, каждый со своим характером, к каждому нужен особый подход.
"Кого-то воодушевляет, когда его хвалят, и он готов еще десяток раз отжаться ради доброго слова. Других, напротив, нужно поругать, чтобы они не ленились и не отлынивали от упражнений", - рассказывает тренер.
Алик Карди оглы тренирует уже 18 лет. Для ребят он и тренер, и друг, и второй отец, который зачастую знает своих подопечных лучше, чем их собственные родители.
Но когда-то и он сам подавал большие надежды в спорте. Путь к большому боксу у Алика начался в родном годе Очамчыра в 1985 году. Ему было десять лет, когда родители привели его в секцию по боксу. Уже через пару лет талантливого юношу пригласил к себе легендарный клуб ЦСКА. Нужно было в тринадцать лет переезжать в Москву.
"Мама не согласилась, настаивая на том, что был совсем ребенком. Но через год приглашение пришло снова и родители не смогли противостоять", — говорит Алик.
Так неожиданно оказавшись один на один с незнакомым городом, с огромным миром взрослых и большим спортом, Алик стал выигрывать одно соревнование за другим, став первым номером в команде, что значит лучшим в своем весе и категории.
Кубки и медали, международное признание и почет уже были не за горами, как случилось непредвиденное.
"В августе 1992 года я приехал на две недели домой. Август для спортсменов – это время, когда есть небольшой перерыв между соревнованиями. В первые дни войны мы оказались в захваченной грузинами Очамчыре. Нас буквально заблокировали, мы не могли вырваться", — рассказал Алик.
Вскоре семье удалось морем выехать в Батуми, где жили родные, а оттуда после освобождения Гагры приехать в Гудауту. Алик отправился вместе с отцом и старшим братом на Гумистинский фронт.
"Нас трое братьев, я средний. Уже был способен держать оружие в то время. Самый младший был еще ребенок", — рассказал он.
Способному держать оружие на момент начала войны было неполных 18 лет.
После войны всерьез думать о том, чтобы возвращаться тренироваться в Москву, не приходилось. Это было сложное время, когда разрушенная разбитая обстрелянная Абхазия поднималась с колен в условиях блокады. У людей едва хватало средств сводить концы с концами.
"Дом наш разбили, во время войны в нем жили грузинские гвардейцы. Нужно было его восстанавливать. Надо было становиться на ноги. Я решил остаться", — рассказал Алик.
Он переехал в столицу и первым делом пришел в зал.
"Здесь и до войны была секция бокса. Бывшему директору школу Валентину Семеновичу Барцыц удалось зал сохранить, и сразу после войны начался тренировочный процесс. Я приходил сюда и тренировался сам. Потом меня попросили тренировать", — рассказал Алик.
Первое время он наряду со своими подопечными тоже выступал на соревнованиях.
"Был действующим тренером. Меня снова стали замечать и приглашать на турниры, хотя уже не стремился к этому. Не получилось восстановиться. Нет, физически я по-прежнему был силен. Морально не получилось, когда так резко оборвалась карьера", — добавил он.
Тренировки в единственном зале столицы проходят каждый день, группы приходят утром, днем или вечером. Здесь и взрослые мужчины, для которых бокс — любимый досуг, и малыши, самого младшему из которых шесть лет.
"Новичков на ринг не пускаем первые полгода. Это железное правило. В бой нельзя идти не подготовившись. В пару с соперником его ставим, только если будем уверены, что он готов. И даже после этого он не попадет пока на настоящие соревнования", — объясняет Алик.
Каждую субботу здесь проводят спарринги, то есть тренировочные бои с целью всесторонней подготовки спортсмена к соревнованиям. Вот на спаррингах юные дарования себя и могут проявить.
"Ребенок может отлично заниматься в зале, с успехом выполнять все задания, но как поведет себя на ринге – вещь непредсказуемая. Бой с тенью, когда ты оттачиваешь мастерство ударами в воздух, – это одно, а встретиться лицом к лицу с соперником – это другое", — поясняет тренер.
Отдельное место в зале занимают сборники и участники республиканских и международных соревнований. Это надежда абхазского бокса. Способные и талантливые, впереди у каждого из них много перспектив и, вероятно, имена многих из них узнает в будущем вся Абхазия. В свободное от тренировок время они остаются в зале, оттачивают технику и помогают тренеру с малышами.
Главная мечта многих спортсменов и боксеров в том числе – это Олимпиада. И у наших ребят есть шансы войти в историю бокса. Путь на главные соревнования в жизни лежит через Россию. Давно действует практика, когда талантливых абхазских спортсменов замечают на международных соревнованиях и приглашают в российские олимпийские школы. Кроме того, абхазские ребята участвуют в краевых отборочных турах чемпионата России от города Сочи.
"Наши ближайшие соседи, коллеги из Сочи, предоставляют нам это право. Те, кто прошел отборочный тур, попадают на всероссийские соревнования, и далее на Европу и мир", — рассказывает Алик.
Главная проблема развития бокса в республике, сетует тренер, в том, что залов в стране не хватает. В небольшом помещении тренируются десятки детей.
"Школа принимает всех желающих, но развернуться бывает сложно. Наша цель — увести детей с улицы, потому мы никому не отказываем. И потом, ведь мы готовим не только спортсменов, физическое развитие никому не повредит. Даже если мальчик не станет чемпионом, он научится постоять за себя. Это важно для любого мужчины".
Во время съемки в зале тренировались только мальчишки, однако в Сухуме не редкость, чтобы и девушки приходили на бокс.
"Женский бокс в Абхазии не развит, но девушки приходили в зал всегда. Сначала ребята над ними посмеивались, но потом, когда видели их результаты, ирония пропадала. У нас были перспективные спортсменки. Но это же Абхазия, они все вышли замуж и забросили бокс", — рассказал Алик.
Бокс – интеллектуальный спорт, не устает повторять Алик. Тут так же, как в шахматах, нужно просчитать ходы соперника наперед. Однако в боксе нет времени на долгие размышления, нужно уметь быстро принимать решение. Принесет ли оно тебе победу, зависит только от тебя. Все как в жизни.