— Доброе утро!
— Поясните, пожалуйста, что подразумевает документ? Ключевые его моменты?
— Проект документа, который мы получили по социальным каналам от российской стороны предполагает, я бы сказал, ответ на те потребности, которые сегодня осуществляются абхазским народом. Это потребности в укреплении безопасности в связи с меняющейся и усложняющейся геополитической обстановкой в регионе, это потребности в ускорении социально-экономического развития национальной модернизации Абхазии и поэтому вот тот проект, который мы получили, он предполагает координацию усилий в области внешней политики, он предполагает совместную работу, очень активную по социально-экономическому развитию Абхазии, он предполагает даже перспективы подключения Абхазии к интеграционным процессам на постсоветском пространстве. В частности, речь идет о евразийской интеграции. Поэтому цель такого договора – качественно укрепить российско-абхазские отношения, вывести их на более высокий уровень и подтвердить таким образом незыблемость союзнических отношений России и Абхазии. При этом предполагается, безусловно, полный учет национальных интересов России и Абхазии. При заключении этого договора, как раз эта идея – идея нового договора, создалась на встрече Президентов Российской Федерации и Республики Абхазия 27 августа нынешнего года.
— На какой стадии сейчас находится работа над документом, и есть ли понимание в какие сроки может состояться его принятие?
— Как известно, речь на встрече президентов шла о том, что было бы важно подписать этот договор до конца текущего года. Сегодня работа активно ведется в Республике Абхазия по согласованию текста проекта. 13 октября текст проекта договора был обнародован на официальном сайте Президента Абхазии, он стал доступен широкой общественности. Общество активно обсуждает предельные положения проекта договора. Также парламент создал специальную группу (комиссию) которая занимается подготовкой абхазской редакции этого проекта, согласно закону о международных договорах Республики Абхазия МИД Абхазии направил проект по заинтересованным министерствам и ведомствам с целью получить в ближайшее время заключение относительно этого проекта. Но, как отметил Президент Абхазии, у нас есть замечания по отдельным положениям этого договора, есть видения того как доработать его и сделать его более эффективным, отвечающим нашим взаимным интересам. Я думаю, в течение ближайшего времени абхазская сторона представит свою редакцию проекта российско-абхазского договора о союзничестве и интеграции.
— Да, если я правильно понимаю, 27 октября должны депутаты народного собрания Абхазии сформулировать свои предложения по содержания документа, есть ли уже какая-та информация о том, что приблизительно это может быть?
— Пока этой информации нет. Действительно, 27 октября, это такой предварительный срок от получения первых заключений и скажем, предложений от органов исполнительной власти и от соответствующей парламентской группы, которая занимается этим проектом. Затем все эти предложения будут изучаться анализироваться и впоследствии будет сформирована делегация Республики Абхазия для участия в переговорах с российской стороной по согласованию взаимоприемлемого варианта проекта этого договора.
— Ираклий Ревазович, не могу не спросить. Документ вызвал критику в Тбилиси и ряда других стран, как можно вот это прокомментировать и может ли это повлиять, каким то образом, на работу над документом?
— Нас не удивила нервозная реакция Тбилиси и западных партнеров Грузии на совместную работу России и Абхазии по новому проекту договора. Безусловно, никто ни в Грузии, ни на Западе в том, чтобы укреплялись российско-абхазские отношения, в том, чтобы Абхазия благодаря содействию России укрепилось с военной точки зрения потому что проект предусматривает формирование единого пространства, единого внешнего контура обороны и совместной объединённой вооружённой группировки России и Абхазии. Естественно любые изменения связанные с укреплением положения Абхазии, развитием российско-абхазского партнёрства вызывают такую эмоциональную и вполне объяснимую реакцию Тбилиси и западных стран. Мы убеждены в том, что работа над проектом договора, подготовка его подписание это вопрос сугубо российско-абхазских отношений. Он никоим образом не относится к Тбилиси либо к другим странам, и никто не в праве препятствовать нам качественно, эффективно, профессионально взаимодействовать с Российской Федерацией по укреплению нашего стратегического партнёрства. Поэтому мы убеждены в том, что реакция Тбилиси и ряда западных стран никоим образом не повредит развитию российско-абхазских отношений.
— Благодарю Вас, Ираклий Ревазович, большое спасибо за ваши комментарии. О подготовке договора о сотрудничестве и интеграции между Россией и Абхазией заместителя министра иностранных дел Абхазии Ираклий Хинтба