На территории Пицунды, ставшей духовным центром Абхазии еще во времена распространения христианства в стране, сохранились храмовые постройки, относящиеся к различным эпохам и архитектурным стилям. Наиболее древняя из них – кафедра епископа Стратофила, участника Никейского собора 325 года.
В то время сюда, на окраину Римской империи, ссылали последователей христианства, которые и стали проповедниками новой веры. Одним из таких ссыльных был Иоанн Златоуст, архиепископ Констатинопольский и один из трех Вселенских святителей. Златоустом святого Иоанна прозвали за небывалое красноречие, привлекавшее к нему не только христиан, но даже еретиков и язычников. За непреклонное обличение пороков византийского императорского двора святитель был отправлен сначала в Армению, а затем, в 407 году, в более отдаленную провинцию – Абхазию, в город Питиунт. По дороге измученный болезнью и тяготами пути святитель скончался. После смерти его тело находилось в Команах, а в 483 году с большими почестями было перенесено в Константинополь.
При возведении колокольни Команского храма в земле был найден саркофаг, высеченный из известняка. Считается, что именно в нем было погребено тело святителя до его переноса в Константинополь. В настоящее время гробница находится в церкви, а место погребения Иоанна Златоуста в Команах стало центром паломничества.
Епископскую кафедру в Пицунде учредил византийский император Юстиниан I. По его указанию здесь был построен первый в Абхазии большой храм, в котором в VI веке произошло массовое крещение абхазов. Существует предание, что Юстиниан, после того, как торжественно освятил Константинопольский храм Святой Софии, приказал построить храм в Абхазии по одному из неосуществленных проектов этого собора, выполненному знаменитыми архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.
В конце X – начале XI века на развалинах древнего собора представители абхазской царской династии Леонидов возвели патриарший собор в честь апостола Андрея Первозванного.
Собор относится к типу крестовокупольных, трехнефных и трехапсидных. Возведен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок: цоколь сложен исключительно из каменных блоков, затем ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, внутренние опоры-столбы, барабан и покоящийся на нем купол сложены из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты.
Собор отличается своими размерами: его высота с куполом 29 м, длина – 37 м, ширина – 25 м, толщина стен — до 1,5 м.
Внутри собора находится усыпальница, в которой видна гробница. Эта гробница устроена для Андрея Первозванного и Симона Кананита, о чем свидетельствуют расположенные под куполом десять фрагментов фресковых изображений апостолов.
Храм в Пицунде в честь апостола Андрея Первозванного был известен далеко за пределами Кавказа. Его посетил монах-театинец Кристофоро Кастелли, запечатлевший красоту храма в своих рисунках.
Появление на Кавказском побережье Черного моря Османской империи положило начало постепенному упадку Пицунды. Величественный Пицундский храм пришел в запустение, был разграблен и частично разрушен. Стены и купол храма поросли травой и кустарником.
В 40-х годах XIX века под руководством академика В. С. Норова началось восстановление Пицундского храма. К 1869 году реставрация была завершена, а через год при соборе был учрежден Пицундский мужской монастырь.
Пицундский храм обладает удивительными акустическими свойствами, благодаря которым звучание нескольких голосов создает иллюзию целого хора. После проведения реставрационных работ, завершенных в 1975 году, храм используется как концертный зал, главная достопримечательность которого – орган, изготовленный потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». Здесь ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии.
Грандиозный Пицундский собор Святого апостола Андрея Первозванного, сохранивший свои царственные архитектурные формы тысячелетней давности, — один из наиболее значимых памятников Абхазии, имеющий огромную историческую, художественную и религиозную ценность для всего Кавказа и мировой культуры.