СУХУМ, 12 дек – Sputnik. Низам приехал на историческую родину в юном возрасте, один, без семьи и, чтобы остаться здесь жить, стал искать подходящую работу. Низам начинал как продавец хлеба, у него был маленький магазинчик на рынке. Сегодня он – генеральный директор Сухумской многоотраслевой компании "СМОК", занимающейся реализацией строительных материалов. В Абхазии Низам создал семью, у него растут четверо детей.
Примечательно, что в компании Хапата работают преимущественно репатрианты из Турции и Сирии. Он сознательно предлагает работу именно этой категории граждан, так как трудоустройство, по его мнению, самое важное условие в адаптации репатриантов к новой среде.
"Я сам был репатриантом, приехавшим на историческую родину в возрасте 21 года. Тогда в Абхазии только закончилась война, и было очень трудно найти себе работу. Но я не отчаивался и смог выдержать трудности. Сейчас в Комитете по репатриации в первую очередь решают проблему жилья для репатриантов, тогда как вопрос их трудоустройства не всегда решается одновременно с этим. Конечно, тут есть масса моментов, включая языковой барьер. Но человек не может прижиться на новом месте, не зарабатывая. Я стараюсь помогать своим соотечественникам по мере своих возможностей в этом направлении".
Этой осенью один из сотрудников "СМОК", репатриант из Турции, женился, и Низам Хапат увлеченно рассказал о том, как всем коллективом готовились к свадьбе.
"Это была небольшая, скромная свадьба на 150 человек, но зато какая веселая, и всем гостям уделили должное внимание", – говорит Низам.
Тема излишней пышности абхазских свадеб не нова для нашего общества, и на последнем заседании Общественная палата подняла этот вопрос. Низам Хапат, в частности, был одним из тех, кто активно выступал за введение ограничений на количество приглашаемых на свадьбу гостей.
"Даже у самой большой абхазской фамилии родственников и близких друзей не наберется на восемьсот или тысячу человек, а мы сегодня играем свадьбы на такое количество. Влезаем в долги, чтобы накрыть стол на столько персон, арендуем большие помещения. Да и сами гости уже не рады получать по несколько пригласительных каждую неделю. Не всякая среднестатистическая семья имеет достаточный бюджет для того, чтобы записывать от 3 до 5 тысяч рублей на свадьбах. А у нас ведь как? Не придешь на свадьбу – стыдно, ведь тебя пригласили. Потом предстоит неловкая первая встреча с хозяевами торжества".
Надо искоренять излишества, которые усложняют нашу жизнь. И делать это надо сообща: не сверху, под нажимом, а народ сам должен к этому прийти, считает Хапат.
"Когда я жил в Турции, у нас в диаспоре был обычай стрелять на свадьбах. Один патрон стоит один доллар. За ночь могли стрелять до ста раз. Каждый, кто имел оружие, считал своим долгом это делать. Турецкие власти пытались запретить стрельбу на своем уровне, но запреты не действовали. И старшие просили нас не перебарщивать. Происходили несчастные случаи. И после одного такого случая собрались все абхазы и решили: с этого дня больше ни один человек не выстрелит на свадьбе. А если у кого-то на свадьбе мы услышим стрельбу, то тут же покинем ее. Так и прижилось, и это работает".
Абхазия – молодое государство, мы только встаем на ноги, и на этом этапе очень важно делать правильные шаги во всех отраслях, рассуждает Хапат.
"Есть страны с богатыми природными ресурсами, с хорошо развитым производством, аграрным сектором, все это ведет к развитой экономике. У нас же ведущей отраслью экономики должна стать туристическая. Делая упор на туризм, мы постепенно сможем выйти на должный уровень развития. У нас не только красивая природа, но и плодородная земля, на которой все растет. Нам нужно поднимать сельское хозяйство, работать в поле, чтобы насыщать как внутренний рынок, так и выходить на экспорт. И третий фактор – образование. Наше главное богатство – молодежь с блестящим образованием. В городах у нас проблем с этим нет, но надо поднимать и сельские школы, и в дальнейшем доверять управление страной думающим современным молодым людям. И тогда мы совершим рывок".