Наталья Арлан, эксперт
Трагедии последних дней не оставили равнодушными никого. Безответственные, а порой бесчеловечные поступки не должны иметь место в современном, цивилизованном обществе. Все высказанные слова слились в единый крик души, вырвавшийся наружу от боли и возмущения. Может, мы наконец взглянули в зеркало, и тот душевный вопль, прежде всего, вызван нашим собственным отражением? Нация, исторически боровшаяся за самосохранение, выстоявшая войну, в мирное и вполне благополучное время убивает друг друга. Мы можем все вместе выступать против договоров, союзов и прочих «глобальных» решений в страхе потерять свой суверенитет, а завтра сесть за руль и насмерть переехать своих же сограждан. Несправедливо, конечно, всех грести под одну гребенку. После страшных событий, всполошивших общество, сразу были выдвинуты различные идеи, проведены акции, не говоря уже о широком осуждении всего происходящего. Даже кажется, что водители на дорогах стали чуточку внимательнее.
С начала декабря на дорогах Абхазии погибли 13 человек. По словам министра внутренних дел Р.Лолуа, в послевоенный период в ДТП погибло 1182 человека, ранено 4 637 человек, и цифры аварий из года в год практически не меняются.
Этот смертельный вирус инфицировал все общество. Это наша общая беда. Если она будет осознана и консолидирует общество, то организм победит болезнь, если же нет, то дорога ведет в никуда. Огорчение в связи с происшествиями постепенно перерастает в ненависть и, чем больше трагедий, тем сильнее ненависть. Ненависть ко всем виновным: к совершившим преступление, к чиновникам, покрывающим преступников, родителям, не научившим своих детей ответственности и человеколюбию, даже к дорогим авто – частым фигурантам самых шокирующих ДТП.
Считается, что интенсивность дорожного движения и статистика несчастных случаев частично связаны с изменениями в экономическом развитии. С одной стороны, повышение уровня жизни граждан страны ведет к увеличению количества машин на дорогах. Но с другой стороны, чем благополучнее государство, тем больше средств оно может позволить вложить в программы по безопасности. К сожалению, рост благосостояния непропорционален росту морали и нравственности общества, и едва ли одни государственные программы могут в этом помочь.
Мы не уникальны
Во всем мире безопасность на дорогах является одной из самых важных проблем как на международном, так и национальном уровнях. По данным Всемирной Организации Здравоохранения 2009 года, ежегодно в мире в ДТП погибает 1,2 миллиона человек, от 20 до 50 млн. получают различные травмы. Согласно прогнозам ВОЗ, к 2030 году дорожно-транспортный травматизм возрастет и займет пятое место в списке основных причин смертности (в 2004 году занимал девятое место, следующее после СПИД и туберкулеза).
Причин аварий множество. Они возникают неизбежно, даже в самых развитых государствах, не жалеющих на борьбу с ними никаких средств. В странах Евросоюза с начала 90-х годов проводится целенаправленная политика по снижению количества ДТП и тяжести их последствий, которая уже дала свои результаты. Современные методы решения проблемы развитых стран предлагают отказаться от понятия «индивидуальной ответственности» и вместо этого создавать безопасную автотранспортную систему, учитывающую несовершенство человеческой личности. Но ни одна самая современная техника и безопасная трасса не может повлиять на сознание человека, сидящего за рулем, и внушить ему ценность человеческой жизни. Самый главный фактор в успешной борьбе за безопасность на дороге — это культура участников дорожного движения, осознание ответственности и понимание того, что любой транспорт является потенциальным орудием убийства. Конечно же, наивно полагаться только на одну совесть, без соответствующих запретов и наказаний перевоспитание невозможно.
Трагедии на дорогах: кто в ответе?
Ни для кого не секрет, что большая часть наших водителей получает права незаконно, а традиции абхазского застолья перетекают в страшные катастрофы. Мы активно традиционно пользуемся нашими родственными связями, чтобы совершивший проступок родственник смог избежать наказания, забыв о традиционной ответственности, которую несет род за своего представителя.
У государства, вставшего на путь развития, нет выбора, когда проблема обретает масштабы стихии и представляет сильнейшую угрозу национальной безопасности. О каком экономическом росте и социальном благополучии может идти речь, если наносится такой демографический, экономический и социальный вред государству?
Власти республики незамедлительно отреагировали на ситуацию, выдвинув целый ряд предложений по усовершенствованию законодательства, ужесточению правил и наказаний за нарушения, озвучив призыв «закон един для всех», который не должен остаться пустым звуком. Общество тоже готово не только говорить о проблеме, но и предпринимать конкретные меры. Еще в июле 2014 года инициативной группой был выдвинут проект по повышению безопасности на дорогах и уменьшению дорожно-транспортного травматизма, который вполне бы мог лечь в основу государственной программы. Сейчас в социальных сетях проводятся акции, были написаны многочисленные обращения, призывающие броситься на борьбу с беспределом на дорогах и навести порядок в наших головах. Даже прозвучал призыв к всенародному сходу.
Конечно же, системный подход к решению проблемы безопасности дорожного движения будет гораздо действеннее отдельных мер по снижению риска ДТП, тем не менее, в первую очередь необходимо реализовать эффективные и низко затратные программы. И начинать действовать надо прямо сейчас. Главным шагом в борьбе с ключевыми факторами риска, к которым относятся превышение скорости и вождение в состоянии алкогольного опьянения – главные причины ДТП на наших дорогах – должно стать не столько ужесточение, сколько неотвратимость наказания. Эти усилия должны быть подкреплены кампаниями по повышению информированности населения о законах, и о наказаниях за их несоблюдение. Кроме того, такие кампании по привлечению общественного внимания должны способствовать формированию культуры безопасности и воспитанию ответственности граждан. Немаловажен и авторитет контролирующих органов в лице ГАИ, уровень которого у нас весьма невысок.
Каждый день мы становимся свидетелями нелепых смертей на дорогах, которые можно и нужно предотвратить. Государственные реформы надо начинать с нас самих – вытравливания общественной безответственности и безнравственности из всех слоев, от начальников до рядовых граждан. И политическая воля руководства страны является решающим фактором в успешной борьбе с этим недугом. Это тот тест на состоятельность, который мы никак не можем, но должны пройти.