СУХУМ, 15 янв — Sputnik. Спустя неделю после теракта в редакции французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo во Франции и за ее пределами появилось немало желающих нажиться на несчастье, сообщает РИА Новости.
Впервые лозунг Je suis Charlie (Я — Шарли) появился 7 января, через несколько часов после перестрелки в редакции издания. Автором фразы, получившей распространение по всему миру, является французский дизайнер, художественный директор журнала Stylist Йоахим Ронсан (Joachim Roncin). Слоган оказался удачным — такой хештег набрал более пяти миллионов перепостов в сети микроблогов Twitter, а сама запись — белые буквы на черном фоне — появилась на первых полосах французских изданий, на домашних страницах сайтов, на фотографиях пользователей социальных сетей, в витринах магазинов и в виде значков, которые люди носят на одежде.
"От Шарли" или "От кутюр"?
Предприимчивые граждане не заставили себя долго ждать — уже на следующий день после трагедии в сети появились многочисленные предложения о продаже футболок, сумок и других аксессуаров, так или иначе связанных с изданием. Так, стоимость футболки с надписью Je suis Charlie колеблется на сайте amazon.fr от 10 до 27 евро.
Торговая площадка eBay предлагает приобрести шапки с аналогичной надписью за 3,35 доллара, автомобильные флажки по цене 20 долларов за штуку и даже детские слюнявчики за 26 долларов. Также все желающие могут приобрести чехлы на телефон, шарфы и наволочки с памятным лозунгом.
Зарегистрировать Шарли
При этом единой торговой марки, которая представляла бы товары со слоганом Je suis Charlie, не существует. Во вторник французский Национальный институт интеллектуальной собственности (Inpi) отказался регистрировать торговую марку Je suis Charlie.
Ведомство получило более 50 запросов на регистрацию торговой марки, однако решило не отвечать положительно ни на один из них из-за широкого распространения этого слогана в обществе.
Вместе с тем, если предприимчивым дельцам не удалось заработать на присвоении себе прав на весь слоган, некоторые все же успели поживиться на этой фразе. Так, пользователь ultra-fashion66 предлагает приобрести сразу три доменных имени, связанных со слоганом Je suis Charlie — i-am-charlie.co, i-am-charlie.net и i-am-charlie.mobi — можно приобрести за 150 тысяч долларов на интернет-аукционе eBay. Впрочем, если покупатель готов поторговаться, а не сразу покупать себе доменные имена, то стоимость лота составит 45 тысяч долларов.
Журнальный переполох
Однако поистине бездну возможностей для спекулянтов открыл в среду старт продаж нового выпуска еженедельника Charlie Hebdo — первого после теракта. Выпуск, получивший название "номер выживших", напечатан тиражом в 3 миллиона экземпляров против обычных 60 тысяч. Тем не менее такого тиража оказалось мало — вскоре после начала рабочего дня, журнал раскупили на всей территории Франции — в 27 тысячах газетных киосков. Жители некоторых городов были вынуждены стоять в очереди у закрытых ларьков с 5-6 часов утра, чтобы иметь возможность приобрести журнал.
Ажиотажным спросом на новый выпуск издания уже воспользовались спекулянты — онлайн-аукционы наводнили предложения о продаже новых или "слегка почитанных" экземпляров Charlie Hebdo. Их максимальная цена достигает 3 тысяч долларов, однако в среднем за одну копию просят 100-300 долларов. Таким образом получается, что цена у спекулянтов по крайней мере в 30 раз превышает обычную цену в 3 евро за один экземпляр.
В связи с небывалым спросом руководством журнала было принято решение о дополнительном выпуске еще 2 миллионов копий Charlie Hebdo с тем, чтобы избежать спекуляций. Ожидается, что они поступят в продажу еще до выходных.
Виновник событий
Редакционная политика еженедельника — нонконформистского и антирелигиозного — подразумевает, что для шуток нет запретных тем. Героями карикатур, зачастую весьма оскорбительных и болезненных, становились и кардиналы католической церкви, и сам папа римский, и лидеры различных государств, включая президента Франции, и Иисус Христос. Однако самую большую "славу" журнал снискал благодаря изображениям пророка Мухаммеда.
Угрозы в адрес редакции начались в 2006 году после републикации карикатур на пророка из датской газеты. Через некоторое время, после очередной смелой публикации антиисламского характера, здание редакции сожгли дотла, а главный редактор угодил под охрану полиции — число поступающих в его адрес угроз не переставало увеличиваться.
Череда терактов и ЧП началась во Франции 7 января, когда двое злоумышленников ворвались в редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo в Париже и открыли огонь по людям. Погибли 12 человек, нападавшим удалось скрыться с места происшествия. Подозреваемые — братья Шериф и Саид Куаши — 9 января были ликвидированы во время штурма силами спецназа в местечке Даммартен-ан-Гоэль в 40 километрах от Парижа.
Всего же на прошлой неделе в ходе серии терактов в парижском регионе погибли 17 человек, трое из которых были полицейскими.
Чем известен Charlie Hebdo
Сатирический журнал Charlie Hebdo стал скандально известен в 2006 году, после перепечатки карикатур на пророка Мухаммеда, ранее появившихся в датском издании Jyllands-Posten. Публикация карикатур на пророка вызвала возмущение верующих, а главный редактор издания Филипп Валь в 2007 году оказался в суде, но был оправдан. В ноябре 2011 года после выхода очередного номера журнала, посвященного ситуации в Тунисе и Ливии, редакцию Charlie Hebdo подожгли неизвестные. Выпуск должен был выйти под названием "Шариат-Эбдо", а редактором был объявлен пророк Мухаммед. В 2012 году в разгар беспорядков из-за фильма "Невинность мусульман" в журнале была опубликована серия карикатур на пророка Мухаммеда. На обложке вышедшей в сентябре 2012 года газеты был изображен мусульманин в инвалидном кресле, которое вез иудей. В начале 2013 года в одном из выпусков Charlie Hebdo появился комикс о жизни пророка.