О стратегических задачах Министерства образования, социальном обеспечении и повышении квалификации кадров системы образования рассказал в интервью Sputnik первый замминистра образования, науки, спорта и молодежной политики Дмитрий Гварамия. Беседовал Инал Лазба.
— С чем вам пришлось столкнуться в первые месяцы работы на новом месте? Какие проблемы существуют на поверхности системы образования?
— Новое руководство вступило в должность несколько месяцев назад. В первую очередь стояла задача сохранить работоспособность системы, не нарушить существующий порядок выполнения работы на этапе завершения 2014 года. Необходимо было в ускоренном режиме формировать планы и задачи на следующий год, определить стратегию и тактику развития всего министерства, в частности, системы образования.
Главная проблема заключалась в том, что за последние 10 лет не было создано стратегической программы развития образования, все действия носили хаотичный характер. В основном это был ремонт нескольких объектов образования по Комплексному плану развития Абхазии. Сама же система образования включает в себя не только сами учреждения и объекты, а в большей степени — это сам процесс и конкретные люди в нем задействованные. Конечно, навалился большой комплекс проблем, которые необходимо было решать в ускоренном режиме.
Существует целый ряд системных вопросов, решение которых требует очень тонкого подхода. Любое изменение в этой сфере затрагивает колоссальное количество людей.
Сфера образования насчитывает порядка восьми тысяч работников, из которых 3700 преподаватели, — это практически одна треть всех бюджетных сотрудников республики. В 166 средних образовательных школах обучаются более 26 000 учеников. В дошкольной образовательной системе 36 детских садов, в которых учатся около 4000 детей. Это большая нагрузка на бюджет, отсюда и вытекают те проблемы и задачи, которые необходимо решать.
— Низкий уровень оплаты труда работникам сферы образования – одна из наиболее актуальных проблем, какие меры предусмотрены в ближайшей перспективе для решения этого вопроса?
— Возможности, в частности, появились в связи с подписанием нового соглашения между Абхазией и Россией. В этом году педагогов образовательных учреждений ожидает увеличение заработной платы на 30%, в следующем году также ожидается повышение заработной платы. В ближайшие 3 года мы выйдем на довольно высокие показатели уровня оплаты труда.
Проблема на самом деле не только в размере заработной платы педагогов, проблема комплексная. Те способы и методики преподавания, которые существуют у нас в республике, во многом морально устарели. Изменилась сама внешняя среда, технический прогресс и экономическое развитие ушли далеко вперед, а система преподавания параллельно с этим движением не развивалась.
Более того, если сравнивать с качеством преподавания в советские годы, с тем оборудованием, наглядным материалом, учебными пособиями, которыми обладала система образования СССР, то даже с этим мы не можем сравниться сейчас.
— Какие задачи стоят перед министерством в области стратегического планирования развития самой системы образования?
— Если говорить о стратегических задачах Министерства образования, одним из базовых направлений является разработка закона об образовании. Закон об образовании, по которому сейчас работает министерство, не отвечает современным требованиям. Изменились внешние условия, экономические условия, изменилась система образования во всем мире, а мы в новых условиях не поменяли правила игры. Сегодня крайне необходимо разработать стандарты государственного образования. Это должен быть единый стандарт, определяющий качество образования в том или ином образовательном учреждении.
Задача министерства состоит в том, чтобы в течение этого календарного года разработать и инициировать в Парламенте рассмотрение этого закона. Мы не можем полностью копировать существующие модели образования. Нам необходим уникальный закон, соответствующий нашим условиям, нашей ментальности и задачам национального развития.
— Как будет решаться проблема недостатка квалифицированных кадров в системе образования, а также вовлечения молодежи в преподавательскую деятельность?
— Не секрет, что в сельских районах качество образования значительно уступает качеству образования в городах. Это связано с плохой оснащённостью школ, нехваткой преподавательского состава, нехваткой профессионалов. Университет проводит политику, по которой студенты преподают в сельских школах. Эта мера вынужденная, но на самом деле качество преподавания молодым студентом, не имеющим соответствующего опыта, слабое. В то же время свыше 20% преподавателей находятся в пенсионном возрасте, поэтому необходимо омолаживание кадров. Сейчас основная задача — повышение уровня образования в селах до уровня, который удалось достичь в городе. Вторая задача — повышение качества образования по республике в целом.
Что касается кадровых вопросов, данные за все эти годы не систематизировались, не были проведены глубокие исследования уровня знаний педагогов и разработка требований к ним.
Разработав критерии оценки качества преподавания педагогов, мы сможем определить уровень каждого педагога. Те преподаватели, которым необходимо повысить квалификацию, должны будут проходить эту процедуру. Если обычно это происходит раз в пять лет, то в виду срочности решения вопросов образования, это должно происходить ежегодно.
Также необходимо определить, какой уровень знаний должны иметь ученики на выходе из школ, колледжей и университета. Это должна быть объективная оценка соответственно экономическим требованиям. Она, скорее всего, будет выше тех возможностей, которые имеет сегодня наша образовательная система, но так и должно быть.
Преподаватель должен стремиться дать ученику именно тот уровень знаний, который соответствует этой шкале. Параллельная задача – создание современной инфраструктуры. Школа должна стать центром знаний, образования, культуры, физического развития и в целом региональным узлом, как это было раньше.
Для этого инфраструктура объекта должна соответствовать современным требованиям. Это должен быть объект, оснащённый по последнему слову техники. Ученику, попадающему в школу, должно быть интересно, должны быть наглядные средства обучения.
Министерство образования занимается разработкой двух базовых проектов, которые определят все эти задачи. Это проект "Новая школа" и проект "Развитие образования". Проект Новая школа включает в себя, к примеру, такие задачи, как информатизация школьных учреждений. Нам необходимо во всех школах провести интернет, обеспечить компьютерной техникой и электронными учебниками, интерактивными досками, создать единую электронную медиатеку.
— Возможно ли провести все эти исследования собственными силами и средствами? Как вы видите присутствие международной поддержки в этом процессе, есть ли перспективы включения Абхазии в мировую систему образования?
— Опосредованные перспективы имеют место. Для любого государства образование — это вывеска, показывающая уровень развития, именно оно определяет насколько данное государство эффективно. За последние 20 лет колоссального прогресса достигла финская система образования. Сегодня Финляндия входит в пятерку лучших государств в области образования — это сразу поднимает статус и имидж государства. Задача вхождения в мировое образовательное сообщество заключается в следующем: как только мы поднимем качество и уровень нашего образования до приемлемого общемирового уровня развитых стран, мы в состоянии будем в него входить.
Если говорить о международной поддержке, сейчас российская сторона оказывает большое содействие. В рамках нового договора планируется совместная рабочая группа по реализации планов, определенных этим соглашением. Многое, что связано со стратегией развития образования, мы берем из российского опыта.
Что касается исследовательской работы, международная поддержка крайне необходима. В частности, сейчас мы ведем переговоры с международными организациями, работающими в Абхазии, по проведению анализа качества образования в республике.
Существует несколько методик оценки качества образования. К примеру, одна из передовых методик – PISA, которая может быть взята за основу. Цель этого сотрудничества — получить методику, которую будем использовать в дальнейшем, к тому же международная организация свидетельствует о качестве проведенного исследования и его результатах. Такие исследования должны проводиться ежегодно.
Основная проблема развития системы образования заключается в том, что не было видения как добиться комплексного результата, а когда нет генеральной линии, какого-то продвижения в решении задач и проблем быть не может. Поэтому на начальном этапе мы поставили задачу исследовать проблему и выработать стратегию развития.