Секретарь Совета Безопасности Абхазии Мухамед Килба рассказал в интервью корреспонденту Sputnik о необходимости разработки новой концепции национальной безопасности Абхазии в условиях современных геополитических реалий. Беседовал Саид Барганджия.
— Насколько, по вашему мнению, Концепция национальной безопасности Абхазии от 2011 года отвечает сегодняшним реалиям? Планируются ли изменения или доработка данного документа?
— В целом, Концепция национальной безопасности от 2011 года вполне соответствовала реалиям того времени и, в принципе, остается актуальной и сегодня. Концепция национальной безопасности – это своего рода система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Она не конкретизирует определенные мероприятия, действия со стороны уполномоченных структур, в ней сформулированы важнейшие направления нашей государственной политики.
За последние четыре года в мире произошло очень много процессов, которые видоизменили внешний контур событий вокруг нашего государства. В виду этого концепцию национальной безопасности необходимо пересмотреть, дополнить, расширить с учетом тех событий, которые произошли в геополитическом поле нашей страны.
Наступил новый этап во взаимоотношениях с нашим стратегическим партером – Российской Федерацией, в связи с подписанием Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве. Договор предусматривает некоторые изменения, а именно, во взаимоотношениях наших стран в оборонной сфере и безопасности внутри наших государств.
Мы уже получили соответствующее распоряжение от президента нашей страны представить ему изменения ряда положений Концепции национальной безопасности. Также необходимо провести лингвистическую экспертизу, потому что стилистика изложения некоторых положений данной Концепции требует профессионального анализа. Необходимо более детально описать все источники угроз национальной безопасности.
— В условиях стремления Грузии в ЕС и НАТО, а также ее активной военной поддержки западными странами, в частности США, какие механизмы необходимо разработать для обеспечения нашей национальной безопасности?
— В 1992–1993 годах мы ценой тысяч жизней граждан Абхазии и добровольцев, пришедших на помощь братскому народу, отвоевали свою государственность. Нам удалось обеспечить безопасность и в сложный послевоенный период, несмотря на процессы, происходившие в 90-е годы на Северном Кавказе. В сложной экономической ситуации Абхазии удалось сохранить стабильность, не опустившись в яму беспредела - рассадника терроризма.
В начале 2000-х годов западные страны, в том числе и США, начали оказывать активную поддержку в формировании профессиональной грузинской армии, противостоять которой собственными силами нам становилось все сложнее. Результатом этой поддержки стали события августа 2008 года.
Благодаря решительным действиям со стороны руководства Абхазии при поддержке Российской Федерации, была пресечена попытка развертывания масштабных военных действий и на территории Абхазии.
После признания нашей независимости Российской Федерацией для Абхазии открылись перспективы получения военной поддержки со стороны нашего стратегического партнера.
Более эффективный механизм сложно представить. Грузия стремится в европейские институты, это ее право. Мы идем своим путем, у нас свое видение, и новейшая история тому подтверждение.
— Похищение людей в Галском районе продолжаются. Какие меры оперативного характера, на ваш взгляд, необходимо предпринимать?
— Вопросы Галского района находятся под пристальным вниманием руководства страны. Президент не раз выезжал туда. Близость с границей является дестабилизирующим фактором. Силами СГБ, МВД и Прокуратуры проводятся достаточно серьезные оперативные мероприятия.
К сожалению, положение в приграничных с Грузией районах по-прежнему очень сложное. В первую очередь, это происходит из-за не урегулированных с Грузией взаимоотношений. Мы фактически не только не подписали договор о мире, мы даже не вышли на этап эффективного цивилизованного обсуждения наших взаимоотношений. Естественно, пользуясь этим положением, многие криминальные структуры действуют достаточно вольготно. Те силы организационно-оперативного характера, которые находятся в этом регионе, недостаточны, и их количество необходимо увеличивать и усиливать. Возможности для этого у нас есть. В этом регионе новое руководство, которое сумеет выстроить доверительные взаимоотношения с местным населением. Этот фактор имеет очень важное значение. Видимо, в прошлом акценты были расставлены некорректно. Интеграционные процессы в абхазском обществе должны проходить интенсивно и, стабилизируя эту ситуацию изнутри, мы получим динамику к улучшению. Я думаю, что активизация наших структур, местных органов государственного управления и самоуправления, дадут определенный положительный результат в изменении криминогенной обстановки.
— Стоит задача интегрировать население Галского района в абхазское общество, как, на ваш взгляд, на достижение поставленной цели отражается активное пересечение абхазо-грузинской границы жителями Галского района?
— На эту проблему можно посмотреть с разных точек зрения. Искусственно пресекать возможность прохождения жителями Галского района абхазо-грузинской границы, на мой взгляд, нет никакой необходимости. Все должно происходить в рамках действующего законодательства. Возможно, перемещение самих граждан и осложняет работу нашим правоохранительным структурам, но главным дестабилизирующим фактором в обеспечении правопорядка, стабильности и безопасности нашего государства, этот процесс, конечно, считать не стоит. Другое дело, в этом регионе Абхазии высокий уровень контрабанды через границу. Объемы, к сожалению, подсчету и прогнозированию не подлежат из-за отсутствия фактического контроля. Эту ситуацию необходимо менять, так как она представляет большую угрозу жизни и здоровью наших граждан, а также экономической состоятельности нашего государства. Я думаю, что ответ нашего государства в решении этого вопроса должен быть более жестким. Эти моменты должны пресекаться, должны прорабатываться механизмы работы, которые позволят нам сделать эту границу достаточно прозрачной.
— Проблема паспортизации жителей Галского района остается нерешенной. Какие пути результативного решения этой проблемы вы видите?
— Незаконная паспортизация не является благом ни для государства и его безопасности, ни для граждан, которые там проживают. Есть опыт цивилизованных стран, который содержит практику изъятия незаконно выданных паспортов. Изъятие незаконных паспортов не нарушает права жителей Галского района. Тут есть законные формы. Человек должен определиться с выбором гражданства того или иного государства.
Процедура получения абхазского гражданства должна осуществляться согласно принципам законности. Президент Абхазии неоднократно подчеркивал, что также есть и процедуры законного отказа от гражданства. Никаких препятствий не будет ни для одного человека.
Мы со своей стороны, со стороны органов государственной власти Абхазии, должны в полном объеме разработать и принять законодательные акты по легализации жителей, не имеющих гражданства Республики Абхазия, где должны быть учтены все моменты, связанные с пребыванием этих граждан на данной территории.
По моему твердому убеждению, лица, не определившиеся с принятием гражданства нашей страны, не должны ущемляться в правах, за исключением избирательного права, где должны быть предусмотрены некоторые ограничения для этой категории граждан. Не нужно политизировать эту проблему, а, наоборот, решать ее в рамках права, а при необходимости менять некоторые нормы права для улучшения положения, максимально сгладить неудобства для самих граждан.