СУХУМ, 27 фев – Sputnik, Саид Барганджия. Военные журналисты Абхазии делятся воспоминаниями в интервью корреспонденту Sputnik в свой профессиональный праздник День работника средств массовой информации Абхазии.
Военные корреспонденты были солдатами "информационного фронта" Отечественной войны народа Абхазии 1992–1993 года, вспоминает военный журналист Екатерина Бебиа.
"Во время войны мне не было страшно, стало страшно уже потом, после войны, когда я начала готовить свои видео- и аудиозаписи для эфира", — рассказывает Бебия.
Бебия разделяет мнение о том, что журналист, побывавший хоть раз на войне, настолько сильно втягивается в это, что дальше военная тематика его не отпускает.
"Я бы очень хотела уйти от военной тематики, но у меня не получается. Матери, дети, родные и близкие погибших хотят, чтобы о тех, кого они потеряли, продолжали говорить. Говорить о наших героях", — сказала военный корреспондент.
Екатерина Бебия рассказывает, что приходилось уходить с фронта для того, чтобы дать радиорепортаж.
"Я готовила хронику. Я понимала, что радио слушали по всей Абхазии и в том числе на восточном фронте, я чувствовала, что наш голос нужен, что наши репортажи нужны", — добавила она.
Военную жизнь, смех и слезы бойцов запечатлела в своей военной хронике обладатель звания Героя Абхазии Тали Джапуа, автор 50-серийного документального фильма о войне.
"Меня как журналиста бойцы не воспринимали, я была медсестрой. Я была одной из них", — вспоминает Джапуа.
В первую очередь, говорит Тали Джапуа, я снимала хронику войны для того, чтобы имена ребят и их подвиги не исчезли.
"Я влюбилась в журналистику во время войны, и мне она была очень интересна, но жизнь моя пошла по другому пути", — сказала Герой Абхазии.
По словам Джапуа, самое сложное было терять людей, ведь они становились ближе братьев.
"Я снимала все время, делая перерывы только для того, чтобы поесть. На войне много юмора, и смеются так, как не смеются нигде. В основном я старалась снимать мелочи, на которые другие не обращали внимания. Человек может полностью раскрыться в мелочах", — отметила она.
Корреспондентом во время грузино-абхазской войны работал также Даур Инапшба.
"Все мы хотели взять оружие в руки и пойти на фронт, но руководство страны категорически запретило всем нам воевать с автоматами в руках, мы должны были воевать на идеологическом фронте, должны были по возможности максимально часто выходить в эфир и поднимать настроение людей", — сказал он.
Самым тяжелым, вспоминает журналист, был страшнейший эпизод войны, когда грузины сбили над Латой вертолет с женщинами и детьми, летевший из Ткуарчала.
"К тому времени мы видели и кровь, и смерть, но это было для меня самое страшное, особенно, когда вывесили списки погибших, и люди видели там имена свои родных", — поделился Инапшба.
Военный корреспондент должен быть в первую очередь смелым, рассказывает военный журналист Даур Инапшба.
"Мы понимали, что перед нами стоит очень важная задача по поддержанию духа нашего народа. Мы по возможности щадили наших людей, но не сказать правду тоже не могли. Мы учились на ходу", — подчеркнул он.
Солдатом "информационного фронта" во время Отечественной войны народа Абхазии 1992 – 1993 года была Эмма Ходжаа.
Для многих, вспоминает военный корреспондент, самым сложным во время войны было преодолеть страх смерти, видеть, как погибают люди.
"Для меня сложнее всего было терпеть какие-то бытовые неудобства, как бы смешно это ни звучало", — говорит она.
По словам Ходжаа, в начале войны элементарное журналистское любопытство брало верх над патриотическими мыслями, но спустя некоторое время пришло и осознание любви к Родине.
"Был январь, кругом все было в снегу. Нас застал снайпер, и нам пришлось буквально броситься на землю, и около часа я лежала, прижатая щекой к замерзшей земле, я не чувствовала холода, мне казалось, что это тепло. Потом, когда, оказавшись в более безопасном месте, я подумала про себя, что вот это, наверное, и есть любовь к своей Родине, к земле. Тогда я поняла, что Родина для меня – это вот те камни Гумисты, которые прогревали меня весь этот час", — рассказывает Ходжаа.
По мнению Эммы Ходжаа, военный журналист, в первую очередь, не должен быть равнодушным.
"В журналисте должно быть чуть-чуть авантюризма, надо уметь рисковать: ведь война — это сплошной риск", — считает она.
Абхазские военные журналисты, репортаж за репортажем вселяли в абхазский народ веру в победу, под угрозой смерти выполняя свой профессиональный долг, их имена и героические поступки навсегда заняли свое важное место на страницах абхазской истории. Сегодня в день работника СМИ Абхазии воспоминания, которыми они делятся, служат примером любви к Родине и самоотверженной работы журналиста.