Наталья Арлан, эксперт
Недавно в СМИ появилась информация о том, что ввозные пошлины на автомобили могут быть повышены, что сразу вызвало обсуждение в обществе. Пресс-служба Министерства экономики опровергла эту информацию и пояснила, что данная мера не является окончательным решением и лишь рассматривается как один из вариантов компенсации выпадающих доходов, в связи с вступлением в силу Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о режиме беспошлинной торговли. Дальнейшие комментарии по этому вопросу Министерство экономики давать отказывается. Но имеющаяся информация уже породила в народе немало слухов и домыслов.
В Абхазии всегда было много иномарок, что вызывало удивление, а порой и зависть приезжающих россиян. Вызвано это тем, что абхазские таможенные пошлины на автомобили гораздо ниже российских. Россия, в которой развито собственное автомобилестроение, использует таможенные пошлины еще и как меры протекционистского характера для защиты собственных производителей.
К примеру, сегодня в России растаможить легковой автомобиль иностранного производства с объемом двигателя 2,6 литров, стоимостью 200 000 рублей и возрастом более 5 лет обойдется около 500 000 рублей. В Абхазии же таможенные пошлины составят сумму порядка 10 000 рублей. Учитывая, что в Абхазии нет местных производителей легковых, да и каких бы то ни было автомобилей, то прибегать к протекционистским мерам и увеличивать таможенные пошлины на ввозимые автомобили никакого смысла не имеет.
Невысокие таможенные пошлины на ввоз иностранных автомобилей дают возможность жителям Абхазии ездить на хоть и подержанных, но хорошо зарекомендовавших себя авто известных марок. Согласно действующим сегодня таможенным тарифам Абхазии, более новые, а соответственно более дорогие автомобили, облагаются большими пошлинами, чем старые. И это можно считать социально справедливым подходом.
По словам заместителя председателя Таможенного комитета Ушанги Квициния, необходимость пересмотра таможенных тарифов на ввоз автомобилей назрела давно. Последний раз тарифы менялись еще в 2008 году, и связано это было с изменением курса доллара.
По его словам, возможное повышение тарифов не сильно скажется на покупательской активности, и совершенно не будет приближено к российским ставкам, которые в разы превышают абхазские. В то же время это может частично компенсировать потери бюджета в результате отмены таможенных пошлин с РФ, которые, по данным Государственного Таможенного комитета, могут составить от 120 до 150 миллионов рублей.
По некоторым данным, правительство планирует повысить таможенные пошлины по всем категориям легковых автомобилей, но наибольшее увеличение планируется на авто старше 12 лет. По словам предпринимателей, занимающихся ввозом иностранных автомобилей в Абхазию, именно эта категория авто пользуется наибольшим спросом. А с учетом роста курса доллара по отношению к рублю, их доля в общем количестве ввозимых в Абхазию автомобилей будет только расти.
Чем же может быть мотивировано подобное решение?
Бытует мнение, что бывшие в эксплуатации более 12 лет машины, в силу их большей изношенности, чаще попадают в аварии. Однако в Абхазии именно дорогие авто с большим объемом двигателя чаще являются нарушителями скоростного режима и попадают в ДТП.
Возможно, значительное повышение пошлин на машины старше 12 лет связано с тем, что именно эта категория является самой популярной и может принести больше денег в бюджет. Однако непонятно, почему на остальные категории автомобилей тарифы планируется повысить не так сильно, хотя их покупатели более платежеспособны. Данная мера, если она будет принята, рискует быть непопулярной и имеет все шансы не найти понимания в обществе.
Также есть версия, что повышение таможенных тарифов вызвано желанием простимулировать импорт российских автомобилей в Абхазию. Но вряд ли дополнительные 10 или даже 20 тысяч рублей расходов сильно повлияют на решение потенциальных покупателей, тем более что, по мнению автолюбителей, даже 8 или 9-летняя иномарка может составить конкуренцию новому российскому автомобилю.
Например, стоимость российской автомашины "C" класса(LadaGranta) около 450 000 руб. В Абхазии за такую же цену можно приобрести иностранный автомобиль возрастом до 10 лет, но классом, а то и двумя выше, к примеру, Mercedes-Benz"E"класса.
Учитывая, что средний доход на душу населения в Абхазии в два раза ниже, чем в России, большинству жителей приходится выбирать между подержанными российскими автомобилями и подержанными иномарками. И в этих условиях выбор в пользу последних вполне логичен. Если жители Абхазии и станут покупать российские автомобили, то, прежде всего, это будет вызвано ростом курса доллара по отношению к рублю, что приведет к удорожанию цен на приобретение и обслуживание иномарок.
Если планируемые меры смогут перекрыть потери бюджета процентов на 20%, это уже будет неплохим результатом. Из-за отсутствия официальной информации трудно делать какие-либо прогнозы. Конечно, любое увеличение налогов и пошлин никогда не вызывает в народе энтузиазма. Но в случае, если таможенные пошлины будут повышены непропорционально и сильнее коснутся дешевых автомобилей, то будет трудно объяснить целесообразность такого решения.