СУХУМ, 4 мар — Sputnik, Наала Авидзба. В День памяти первого президента Абхазии историк, общественный и политический деятель Станислав Лакоба, работавший с Владиславом Ардзинба в науке и политике, поделился со Sputnik своими воспоминаниями.
Станислав Лакоба вспоминает грузино-абхазское противостояние 1989 года, когда Владислав Ардзинба вел переговоры со многими руководителями СССР, призывая их принять меры для наведения порядка.
"Опасность возникновения войны была уже тогда. Благодаря, прежде всего, его действиям меры были приняты, и конфликт был погашен", — отметил Лакоба.
В тот период, как рассказал Станислав Лакоба, Владислав, будучи депутатом Верховного Совета СССР, получил доступ к архивам КГБ в Москве, где он ознакомился со многими материалами, в том числе периода сталинских репрессий.
"Он сделал большие записи тогда, потому как от руки приходилось выписывать очень многое. Эти документы никому не давали. Ни один абхаз никогда их не видел", — сказал Станислав Лакоба.
В том архиве Владислав нашел "дело Ефрема Эшба", "дело Лакоба", связанное с Нестором и его семьей, отдельно "дело абхазских юношей" – сыновей Нестора, Михаила и Василия Лакоба, расстрелянных в Москве 28 июля в 1941 году.
"Конечно, он работал с большим энтузиазмом, увлечением, понимая, что второго такого случая не представится. Он собрал огромное количество материалов — несколько томов, наверно, более тысячи страниц, переписанных от руки", — рассказал Лакоба.
У Владислава был очень красивый, четкий почерк, вспоминает Станислав Лакоба. Почерк Ардзинба, считает он, во многом напоминает почерк Нестора Лакоба.
Станислав Лакоба подчеркнул исключительную способность Владислава Ардзинба работать с документами. По словам Лакоба, Владислав, будучи человеком с аналитическим складом ума, замечал вещи, которые мало кто другой мог бы заметить.
"Я не помню, чтобы какой-то документ прошел, и он внимательно его не изучил. Если в Парламенте что-то решалось, он подробно читал проекты. Или, допустим, какое-то письмо. Он так его обрабатывал, что там живого места не оставалось иной раз. Президент должен уметь работать с документами", — сказал Лакоба.
Владислав Ардзинба и Станислав Лакоба часто говорили на исторические темы. Как отмечает Лакоба, Владислав был специалистом по древневосточной истории, но в то же время занимался изучением истории XIX и XX веков.
"Не случайно, думаю, в 1992 году 23 июля мы перешли к Конституции 1925 года, где в одной из статей было сказано, что Абхазия – это суверенное государство", — сказал Лакоба.
Станислав Лакоба считает, что историческая наука очень помогала Владиславу Ардзинба в его политической деятельности. Знание истории, по мнению Лакоба, позволяло просчитывать возможное развитие событий политической и общественной жизни страны.
Первый президент Абхазии родился 14 мая 1945 года в селе Эшера Абхазской АССР. Будучи историком по образованию, Ардзинба долгие годы проработал в Москве, в институте востоковедения АН СССР. В 1987 году вернулся в Абхазию, где позже стал председателем Верховного Совета Абхазской АССР. Во время Отечественной войны Народа Абхазии 1992 — 1993 годов был Главнокомандующим вооруженными силами республики. В 1994 году Владислав Ардзинба был избран президентом республики, в 1999 году был переизбран на новый срок.
Государственный и политический деятель Абхазии Владислав Ардзинба скончался в возрасте 65 лет 4 марта 2010 года. Он был похоронен в родном селе Эшера Сухумского района Абхазии 9 марта 2010 года, рядом с погибшими бойцами Гумистинского фронта.