СУХУМ, 15 мар – Sputnik, Саид Барганджия. Мартовское наступление — одна из самых трагических, но вместе с тем и самых героических страниц истории Отечественной войны народа Абхазии, сказал в интервью корреспонденту Sputnik кандидат исторических наук Аслан Авидзба.
"Несмотря на героизм тех подразделений, которые принимали участие в наступлении, оно окончилось неудачей", — сказал он.
Многие, исходя из сегодняшних знаний и опыта, отметил историк, говорят о том, что Мартовское наступление было недостаточно подготовленным, и в силу этого оно потерпело поражение.
Авидзба считает, что исходя из возможности анализировать спустя более 20 лет, можно говорить о просчетах Мартовского наступления.
"Мы должны понимать, говорит историк, что фронты были разные, но война одна и необходимо было распределять силы и на Западном и на Восточном фронтах", — сказал Авидзба.
Оснований предполагать, что одним лобовым ударом по нижнему течению реки Гумиста можно прорвать линию фронта и двигаться дальше, было недостаточно, считает историк.
"Безусловно, каждый человек был на счету, бойцы шли ради общего дела – они воевали за освобождение страны, и как говорил Владислав Ардзинба 20 марта 1993 года, выступая по итогам Мартовского наступления, "на войне как на войне, я верю, что правда на нашей стороне, и победа будет за нами", — сказал Авидзба.
Говоря о значимости Мартовского наступления, подчеркнул он, стоит отметить, что много грузинских войск было отвлечено от Восточного фронта, что позволило в этот момент ему сохраниться.
"Конечно, сегодня это звучит кощунственно, но благодаря Мартовскому наступлению был приобретен необходимый боевой опыт, как личным составом подразделений, так и командным. Мы должны понимать, что наша армия формировалась в ходе войны. И поэтому самый главный итог – опыт, боевой опыт, которой был приобретен абхазскими подразделениями, принимавшими участие в Мартовском наступлении", — сказал он.
Авидзба считает, что было много просчетов не только на стадии подготовки, но и самое главное, на стадии реализации, так как артиллерия оказалась неэффективной, боевая техника не вступила в бой.
По словам историка, во время Мартовского наступления имели место проявление малодушия, некомпетентность командного состава и неправильность выбора мест перехода.
"Под шквальным обстрелом переходить естественные преграды невозможно, так как пока ты перейдешь рубеж, ты потеряешь весь личный состав, а без него переходить в наступление бессмысленно. Теперь, конечно, можно уже анализировать, сидя в кабинетах, но тогда ситуация требовала таких решений и таких жертв", — добавил он.
Несмотря на потери, народ начал понимать, что врага можно сломить, что он не такой всесильный, вспоминает историк.
"Очень много потерь было при наступлении и несравнимо больше — при отступлении. Очень многие погибли в боях, оказавшись уже фактически обреченными, потому что их подразделений не оказалось, нашего второго эшелона не было. Они были сжаты в тылу врага. 23 человека в том наступлении пропали без вести, потом многие из них были найдены в братской могиле", — сказал Авидзба.
Историк также отмечает, что до марта была совершена попытка январского, а до января — шромского наступления.
"Вроде к этому времени мы много раз обламывались. Пытались освободить Сухум, но проигрывали. Надо отчетливо понимать, что без этих наступлений не было бы и победоносных", — добавил он.
Авидзба также сказал, что наступление нельзя считать абсолютно провальным из-за того, что оно не достигло своей цели.
"Ты наступаешь один раз, наступаешь другой, наступаешь на одного и того же врага, а враг не может наступать, то есть он идеологически и морально ломается. Ты постоянно наступаешь, а он только сдерживает твои наступательные акты. У врага не только фронт, но и тыл, а в тылу при каждом наступлении паника. Чем чаще эта паника, тем это дольше длится, тем сложнее врагу собрать в один кулак свои силы", — подчеркнул он.
15 марта 1993 года в ходе контратаки абхазские бойцы форсировали реку Гумиста и овладели стратегически важными высотами близ Сухума. Тем самым была начата операция по освобождению Сухума. Однако, как и 5 января 1993 года, дальнейшего развития наступление не получило. После кровопролитных боев 17 и 18 марта абхазские части вернулись на исходные позиции. В Мартовском наступлении на Сухум абхазская армия потеряла 222 человека, операция вошла в историю как неудачная, однако многие ветераны считают, что именно она стала поворотной точкой в Отечественной войне народа Абхазии.