Нателла Акаба, аналитик
Дискуссия о перспективах развития курортной сферы в Абхазии приобретает актуальность, и это не может не радовать. Общество медленно и нехотя, но начинает осознавать, что стихийное, неуправляемое развитие туризма, когда выгоду от него получает весьма ограниченный круг, а негативные последствия щедро распределяются на все население — это, мягко говоря, далеко не самый оптимальный сценарий нашего общего будущего. Теперь дело за четкой и продуманной стратегией, которая обозначит внятный вектор для страны, обладающей небольшой территорией, но весьма высоким потенциалом для превращения в один из лучших курортов в регионе.
Идем на восток
Крайне негативное и опасное последствие стихийного развития туристической сферы — нарастающая неравномерность социально-экономического развития районов республики. Сравним несравнимое. Гагру и Ткуарчал. Между ними не просто контраст – между ними экономическая и социальная пропасть. А ведь, если сдуть с Ткуарчала пыль и шелуху стереотипов, которые, к великому сожалению, имеют под собой основу, город-герой предстанет взорам как место с потрясающими горными ландшафтами и чистейшим воздухом. Как вписать Ткуарчал в туристическую карту Абхазии, как раз и должна сказать единая стратегия, которой, увы, пока нет.
Первый и самый важный шаг ее создания – это грамотное зонирование территории страны с определением видов и типов туризма для каждой территории. Как полагает известный публицист, член Общественной палаты Абхазии Надежда Венедиктова, следовало бы определить географические зоны республики, пригодные для массового туризма, а также выделить те районы, где целесообразно развивать иные виды туризма. По ее мнению, превращение нашей небольшой страны в сплошную зону отдыха очень быстро приведет к утрате того, чем по праву гордится многонациональный народ Абхазии, национально-культурного колорита и самобытности.
Спланированный побег
Западная часть Абхазии традиционно востребована отдыхающими, которым нужен незатейливый пляжный семейный отдых со стандартным набором сервиса и экскурсионных услуг. Восток страны, в том числе и Ткуарчалский район, может предложить свои уникальные программы, в частности, набирающий популярность в мире экотуризм. Экотуры совмещают в себе приятное с полезным – погружают в природу и тесно знакомят путешественника с богатым культурно-историческим наследием. Ткуарчал может предложить этот комплекс. В окрестностях города есть немало древних архитектурных и фортификационных памятников. Древний могильник эпохи раннего железа, городище, крепость и другие исторические объекты. Добавим в этот коктейль впечатлений еще шикарные виды и расположенный неподалеку Бедийский храм – получаем превосходный ткуарчалский рецепт отдыха для любителей древностей, природы и тишины. Расположенный в горах город никогда не считался курортом, это досадное упущение можно и нужно исправить.
Вблизи Ткуарчала, рядом с поселком Акармара, расположен источник термально-радиоактивных лечебных вод. В XIX веке сюда на отдых приезжали родные и близкие владетельного князя Абхазии Чачба. В советское время этот родоновый источник имел статус всесоюзного значения и был очень популярен среди советских граждан, страдающих заболеваниями суставов.
Перспективы есть и в развитии агротуризма или сельского туризма. В мире активно эксплуатируется потребность жителей мегополисов сбежать, пусть и ненадолго, от суеты городов-миллионников. Горожане избалованны. Они ждут, что их побег будет тщательно спланирован, организован и безопасен. Иллюзию такого приключения вполне может предложить Абхазия. Для этого достаточно объединить экологические и этнографические ресурсы. Это выгодно для всех. Турист погружается в сельский быт и ритм жизни. Участвует в сельхозработах, ухаживает за скотиной, знакомится с фольклором, ест экологически чистые домашние продукты. Сельский житель получает бесплатного помощника, плату за проживание и питание гостя. Такой вид туризма будет вполне перспективен для сельскохозяйственных районов.
Без мертвых сезонов
На апрельском форуме "Абхазия. Туристический сезон — 2015" в Сухуме российские участники поделились весьма любопытными и полезными исследованиями. Курортный сезон прошлого года, по их сведениям, стал для Абхазии чрезвычайно успешным: страну посетили 750 тысяч гостей, включая и экскурсантов-"однодневок". Курортный бизнес заработал семь миллиардов рублей. Пиковый сезон длился 80 дней, и в этот период загрузка объектов размещения составила 100%.
Российский журналист и политолог Максим Шевченко уверен, что семейный отдых — одно из приоритетных направлений, но для этого необходимо развивать соответствующую инфраструктуру: сооружать детские площадки, аттракционы, аквапарки. Сейчас индустрия семейных развлечений в стране абсолютно отсутствует.
Всесезонную загрузку курортов могут обеспечить событийный, деловой или корпоративный туризм. Мягкий субтропический климат со значительным преобладанием солнечных дней и разумная ценовая политика позволяют превратить Абхазию в площадку для форумов, конференций, симпозиумов, фестивалей и выставок.
Однако реализация всех этих идей, безусловно, требует серьезных вложений в инфраструктуру и принципиальную модернизацию сервиса. Весьма существенным препятствием при воплощении этих планов может стать пограничный шлагбаум. Все еще актуальной остается проблема пересечения российско-абхазской границы: трудно сохранить позитивный настрой, когда из 10 коридоров пункта пропуска работают всего два.
Спринтеры или стайеры
Абхазии сложно тягаться с курортными гигантами Краснодарского края, тем более, что с весны прошлого года российские внутренние турнаправления приросли побережьем Крыма.
Согласно исследованиям Финуниверситета при Правительстве РФ, курорты Абхазии в 2015 году занимают почетное третье место по популярности среди российских туристов. При этом отмечается интересный факт – Абхазия стала излюбленным местом отдыха для жителей Татарстана.
Абхазская туриндустрия должна сделать выводы из складывающейся конъюнктуры и развивающихся тенденций. Определить свои конкурентные преимущества и сделать на них ставку. Пора избавляться от комплекса неполноценности и открывать новые горизонты. Надо научиться смотреть дальше сиюминутной выгоды и перестать жить одним днем. Кто мы в этой гонке — спринтеры или стайеры?