Дмитрий Мушба, Sputnik
Проведение реформ с целью создания жизнеспособной независимой экономики объявлено одним из приоритетных направлений деятельности руководства Абхазии. В республике уже идут процессы реформирования системы госуправления. Тем временем политические деятели и эксперты обращаются к зарубежному опыту.
Идея масштабных реформ не нова, несколько лет назад активно обсуждалась возможность применения сингапурского опыта в области либерализации экономики и оптимизации работы государственных структур. Делегация из Абхазии даже ездила с этой целью в Сингапур, а затем мы принимали бизнесменов из юго-восточной Азии у нас в стране. Выбор был не случайным, ведь именно так называемые "азиатские тигры": Сингапур, Тайвань, Гонконг и Южная Корея — продемонстрировали всему миру пример того, как небольших размеров государство может стать экономически самодостаточным и достичь высокого уровня развития.
Конечно, едва ли существует универсальная модель развития для всех государств, но сингапурский опыт борьбы с коррупцией, реформирования госструктур, улучшения инвестиционного климата давно и удачно используется многими развивающимися странами. Эти вопросы являются весьма актуальными и для сегодняшней Абхазии.
Реформы Ли Куан Ю
Главным творцом Сингапурского экономического чуда по праву считается первый премьер-министр республики Ли Куан Ю, который пришел к власти на волне тотального недовольства народных масс социально-экономическим положением в стране.
В короткое время под руководством Ли Куан Ю Сингапур превратился из страны "третьего мира" в одно из наиболее развитых государств. В настоящий момент ВВП на душу населения в Сингапуре составляет 51,6 тысяч долларов США в год, что делает Сингапур третьей по уровню экономического развития страной в мире по оценке МВФ.
В начале реформ в Сингапуре существовало колоссальное имущественное неравенство, а с учетом тотальной безграмотности населения и отсутствия природных ресурсов, перспектив для развития было немного.
Ли Куан начал реформирование с того, что разрубил связи с различными группами интересов, которые пытались препятствовать реализации реформ. Ряд министров, в том числе родственников самого премьера, которых уличили в коррупции, получили тюремные сроки. Благодаря такой бескомпромиссной позиции руководства, в стране удалось практически искоренить коррупцию.
Параллельно государство вкладывало огромные деньги в обучение молодых людей в лучших университетах мира. Специалистам, вернувшимся на Родину, были обеспечены высокие зарплаты. Они, в свою очередь, привносили с собой не только новые знания, но и новые принципы и культуру управления во все сферы жизни.
Не менее важно, что государство со своей стороны помогало создать простые и понятные правила игры, чтобы молодые люди, приехав из-за границы, смогли реализовать себя в полной мере. Таким образом, создавалась новая, воспитанная в духе меритократии, элита, задачей которой было построение современного высокоэффективного государства.
Большое внимание государство уделяло развитию банковского сектора и улучшению инвестиционного климата в стране. Благодаря этому, сегодня Сингапур является одним из самых свободных с экономической точки зрения государств мира.
Однако экономическая свобода и сегодня сочетается здесь с жесткой политической властью. Под контролем государства находятся практически все сферы общественной жизни, прежде всего, политика и СМИ. Для справки, Сингапур и сегодня занимает одно из последних в мире мест по показателю индекса свободы прессы. (140-е место из 167 стран).
Из-за строгости законодательства Сингапур по сей день в шутку называют fine city, в случае Сингапура – это не только прекрасный город, но и город штрафов (от англ. fine — штраф). Штрафы в 500 долларов за малейшее нарушение: курение в общественном месте или брошенный на тротуар окурок. Воровство, употребление наркотиков, взяточничество наказываются смертной казнью.
Что взамен?
В Абхазии иной баланс между свободой и материальным благополучием общества.
Говоря о маленьком масштабе своего государства, (площадь которого в десять раз меньше площади Абхазии) премьер-министр Сингапура отмечал, что у его жителей просто не остается ни единого шанса быть беспечными, так как это означало бы для них гибель.
Что же мешает Абхазии при наличии таких конкурентных преимуществ, как уникальный природный потенциал, благоприятный климат и наличие бесспорно талантливого населения, выйти на более высокий уровень развития?
Одной из главных проблем Абхазии, по мнению многих экспертов, является несовершенство общественных и политических институтов страны. Экономика в современном мире неотделима от политики. Следовательно, ни одна стратегия экономического развития, какой бы идеальной она не казалась, не будет работать при устаревших институтах общества и власти.
Институциональные барьеры: незащищенность капитала и собственности, коррупция, несовершенство судебной системы и другие — тормозят развитие нашей экономики и государства в целом.
Безусловно, сегодня многое делается для улучшения ситуации. Создание Конституционного Суда, оптимизация штатов Казначейства, деятельность, направленная на развитие реального сектора экономики посредством инвестиционного агентства — все это шаги в правильном направлении.
Государство нуждается в демонтаже устаревших, неработающих механизмов надзора, создании простых и понятных правил игры и обеспечении неотвратимости наказания за их нарушение.
Однако попытки реального реформирования, как правило, вызывают недовольство определенной части населения, а также сталкиваются с противодействием групп интересов, стремящихся исключительно к получению собственной выгоды. Правительству неизбежно придется принимать в том числе и непопулярные решения и продемонстрировать всю свою решимость, чтобы реформы не превратились в имитацию реформ.
Сегодня в Абхазии активно обсуждается возможность передачи дополнительных полномочий Парламенту и органам местного самоуправления. Однако децентрализация власти не всегда оказывается оптимальным решением для повышения эффективности госуправления в развивающихся странах.
С одной стороны такая реформа призвана сбалансировать систему власти и упростить процедуру принятия решений, с другой — создание нескольких центров власти в стране может еще более затруднить проведение государственной политики. Существует опасность, что при разногласиях между исполнительной и законодательной властью, а также между центром и районами, может возникнуть ситуация, при которой государственный механизм фактически будет "парализован".
В этой связи можно еще раз обратиться к словам Ли Куан Ю, который в своей книге писал: "Молодым странам стабильности и экономического развития следует добиться прежде, чем они смогут позволить себе роскошь демократии и личной свободы в западной форме".
Жесткая вертикаль власти или ее децентрализация, какая из этих двух моделей госуправления является наиболее оптимальной для Абхазии на данном этапе? Уверен, что экспертное и политическое сообщества нашей страны будут еще не раз возвращаться к обсуждению этого важного вопроса.