Нателла Акаба, Sputnik
Современные отношения России и Турции могут служить хорошей иллюстрацией того, что непримиримые исторические противники со временем нередко становятся союзниками и партнерами. И в этой связи трудно не согласиться с историком, директором Института стран СНГ и членом Общественной палаты РФ Константином Затулиным, считающим, что история может и объединять, и разъединять. Он подчеркнул, что в прошлом Россия и Турция часто оказывались по разные стороны баррикад – достаточно упомянуть хотя бы роль Турции в Первой мировой войне. Тем не менее, на данном этапе в непростой для России период Турция, будучи членом НАТО, не поддержала антироссийские санкции Запада и сделала выбор в пользу укрепления торгово-энергетического сотрудничества с Москвой.
Такое мнение прозвучало в ходе прошедшего на днях в Сухумском Доме Москвы круглого стола, организованного Международным фондом "Апсны" и ставшего площадкой для интересной дискуссии на тему "Абхазия в контексте современных российско-турецких отношений".
Турция: смена ориентиров?
Все участники круглого стола весьма позитивно оценили динамично развивающиеся российско-турецкие отношения, основанные на учете взаимных интересов в различных сферах. При этом, как отметил бывший министр иностранных дел Республики Абхазия, ныне депутат Парламента Сергей Шамба, Запад явно недоволен российско-турецким сближением и, чтобы помешать ему, пытается использовать давнее стремление Турции стать полноценным членом Евросоюза. Однако вопреки неблагоприятной международной конъюнктуре, отношения между Анкарой и Москвой улучшаются, поскольку вполне очевидно, что среди геополитических приоритетов обеих стран важное место принадлежит поддержанию стабильности в Черноморско-Каспийском регионе, а это возможно лишь при условии взаимодействия между Россией и Турцией. К этому можно добавить, что заключенное недавно энергетическое соглашение России и Турции по проекту строительства нефте- и газопровода "Турецкий поток", как и предполагаемое трехкратное увеличение торговли между странами, вступает в откровенное противоречие с желанием Запада "наказать" Россию.
В своем выступлении директор Центра политических исследований Анкары Хасан Канболат выразил уверенность в том, что Сухум выигрывает от сотрудничества Москвы и Анкары, хотя в будущем турецкий политолог не исключает и появления новых вызовов и рисков для Абхазии, в частности, связанных с исламским радикализмом, угрожающим как христианскому, так и мусульманскому миру. И это лишь подчеркивает необходимость углубления российско-турецкого сотрудничества в интересах региональной стабильности. Хасан Канболат также затронул тему прошедших недавно в Турции парламентских выборов, в результате которых, по его словам, четыре потомка абхазских махаджиров получили места в турецком парламенте, что может привести к созданию коалиции и изменению в расстановке политических сил.
Абхазия как пространство для диалога и сотрудничества
Руководитель Международного фонда "Апсны" Сонер Гогуа и член правления этого фонда Октай Чкотуа говорили в своих выступлениях о важной роли, которую играет абхазская диаспора в Турции для укрепления абхазо-турецких отношений. Сонер Гогуа считает, что Абхазия могла бы стать транзитным коридором для поставок товаров из Турции в Россию и наоборот. Помимо этого, сказал он, есть еще немало интересных проектов. По мнению Сонера Гогуа, хорошим примером могут служить торговые отношения Турции с Тайванем: не признавая последний в качестве независимого государства, Анкара, тем не менее, установила с ним интенсивные торговые отношения, выгодные обеим сторонам. Состоянию экономики Абхазии и возможным перспективам ее развития в контексте абхазо-российских и абхазо-турецких торгово-экономических отношений посвятил свое выступление доктор экономических наук, профессор Заур Шалашаа.
Чрезвычайный и полномочный посол России в Абхазии Семен Григорьев подчеркнул важность постоянного диалога и укрепления российско-турецких отношений для стабильности в регионе. И, по его мнению, Абхазия может стать полем для укрепления сотрудничества между Россией и Турцией. Правда, российский дипломат признал, что в связи с этим различные фобии и опасения существуют и в РФ, и в Турции.
"Насколько я знаю, в России высказываются опасения о том, что Турция расширяет свое влияние в Абхазии и стремится ограничить влияние РФ в Абхазии. Напротив, в Турции существует мнение о том, что Россия собирается, особенно в последнее время, поглотить Абхазию. Это реликты эпохи противостояния", — констатировал Семен Григорьев.
Как и следовало ожидать, участники дискуссии не обошли вниманием и тему неурегулированного абхазо-грузинского конфликта. Так, президент Центра политических исследований Анкары, бывший заместитель министра иностранных дел Турции Юнал Чевикез отметил в своем выступлении, что, хотя официальная Анкара все еще рассматривает Абхазию как часть Грузии, однако в Турции немало политиков, которые выступают против продолжения международной изоляции Абхазии, считая ее неэффективной. В то же время, хотя, по его словам, в Турции существует различное восприятие абхазо-грузинского конфликта, есть понимание того, что он несет потенциальную угрозу международной безопасности и наряду с другими конфликтами на Южном Кавказе является препятствием для развития региона.
А Тбилиси против
Было бы уместно напомнить, что в 2009 году, будучи заместителем министра иностранных дел Турции, Юнал Чевикез нанес визит в Абхазию, и в ходе его встреч с абхазским руководством были рассмотрены потенциальные возможности активизации турецко-абхазского экономического партнерства. Позже, в 2011 году Абхазию посетил руководитель Кавказского департамента Министерства иностранных дел Турции Нурдан Байактар. Целью его визита было расширение и углубление двусторонних взаимоотношений. И, наконец, в 2014 году Абхазию посетили две турецкие делегации – группа турецких журналистов и представители Министерства иностранных дел Турции.
Вполне предсказуемо, что официальный Тбилиси был крайне недоволен участившимися визитами турецких дипломатов в Абхазию и расценил их как "не отвечающие тесным партнерским взаимоотношениям Грузии и Турции". В целом, ряд наблюдателей указывает на появление признаков некоторой напряженности между Анкарой и Тбилиси, в основе которой лежит целый ряд причин: невыполнение Тбилиси своих обязательств по возвращению турок-месхетинцев в места их прежнего проживания; ряд вопросов, связанных с восстановлением в Батуми мечети, разрушенной в советский период; ограничение тремя месяцами срока безвизового пребывания граждан Грузии в Турции и другие моменты. Что касается усиления экономической и политической активности Турции в Абхазии, то она, конечно, далеко не радует Тбилиси. Предпринятые ранее грузинской стороной неоднократные задержания турецких торговых кораблей, направлявшихся в Абхазию, вызвали протесты турецких официальных лиц и бизнес-сообщества. Как известно, в 2009 году грузинская сторона задержала турецкий корабль "Бакет", капитан которого был приговорен грузинским судом к 24 годам заключения. И только вмешательство тогдашнего министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу (в настоящее время он занимает пост премьер-министра) привело к освобождению капитана. В последующие годы подобные факты также имели место, что позволяет усомниться в искренности тбилисских политиков, называющих грузино-турецкие отношения "идеальными".
От взаимодействия к признанию
Участники дискуссии отмечали, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии в 2008 году имело огромное историческое значение и привело к возникновению совершенно нового геополитического контекста в регионе. Как отметил Сергей Шамба, за прошедшие годы Абхазия доказала свою состоятельность и, в первую очередь, в качестве надежного партнера РФ. Константин Затулин подчеркнул, что, признание Абхазии и Южной Осетии со стороны России было верным политическим шагом, хотя и принесло Москве некоторые политические издержки. По мнению общественного деятеля, благодаря своей уникальности Абхазия могла бы способствовать еще большему сближению России и Турции. Но для этого, убежден Константин Федорович, Турция должна признать Абхазию и, по его выражению, "перестать играть в игры". На эти слова Затулина присутствующие отреагировали аплодисментами.
В ходе развернувшейся в конце круглого стола широкой дискуссии представителями общественности были высказаны самые положительные оценки проведенного мероприятия. Среди прозвучавших с мест предложений и пожеланий – возобновление морского сообщения между Абхазией и Турцией, установление контактов на уровне мэрий турецких и абхазских городов, признание Турцией абхазских национальных паспортов, более полное и объективное освещение событий в Абхазии в турецких СМИ, активизация разносторонних контактов в сфере культуры, образования и спорта.