Прославленный органист Лука Гаделия рассказал корреспонденту Sputnik о том, как складывался его творческий путь. Беседовал Бадрак Авидзба.
— В первую очередь примите поздравления с 30-ым днем рождения и 10-летием творческого пути. Расскажите, когда вы пришли к пониманию того, что музыка — это то, чем вы хотите заниматься?
— Это одни из первых детских воспоминаний. Желание заниматься музыкой у меня возникло благодаря телевизионной передаче. Я помню, когда мне было года четыре я смотрел по телевизору, как пианист играет на фортепиано, и это произвело на меня очень сильное впечатление. Так меня отдали в музыкальную школу в 1992 году. Затем началась война, после которой я не мог заниматься музыкой, так как у семьи не было возможности для этого. Когда мне исполнилось 13 лет, у меня появилось осознанное желание заниматься музыкой. Естественно, что в 13 лет я не мог думать о какой-то профессиональной музыкальной деятельности, думал учиться для себя. В стенах Пицундской музыкальной школы я начал обучаться игре на фортепиано и с 14 лет стал довольно активно развиваться. У меня появился хороший педагог, так постепенно любовь к музыке переросла в профессию.
— Когда и на какую сцену вы впервые вышли выступать перед зрителями, и какие у вас были ощущения в этот момент?
— Я прекрасно помню этот день. Тогда я учился в Пицундской музыкальной школе, мне было 14 лет, был торжественный праздник, посвященный Дню Победы. Наш школьный завуч сказала мне, что нужно выступить на концерте. Педагог музыкальной школы меня подготовил, и я сыграл прелюдия до-диез минор Сергея Рахманинова. Концерт проходил в зале Дома культуры в Пицунде. Конечно же, сыграть перед публикой впервые было для меня очень ответственно и волнительно, вместе с тем первое ощущение пребывания на сцене незабываемо, и мне после этого выступления уже хотелось побыстрее выучить новые произведения для того, чтобы выйти с ними на сцену.
— Где вы продолжили свое музыкальное образование?
— Я учился в Сухумском музыкальном училище. У меня там были потрясающие учителя, которые помогли моему становлению как музыканта. После окончания училища я уехал в Москву, где и поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных по классу органа. В Москве я сделал выбор в пользу этого инструмента. Он меня всегда очень привлекал, в годы обучения в Пицундской музыкальной школе я работал как ассистент органиста, но мне всегда было интересно изучить инструмент не только с точки зрения ассистента, но и играть на нем. Когда мне представилась такая возможность, я с удовольствием воспользовался ей. Я пять лет отучился у профессора академии имени Гнесиных Александра Владимировича Фисейского. В Московской консерватории я продолжал совершенствоваться в аспирантуре и в прошлом году окончил ее.
— С какими трудностями вам приходилось сталкиваться во время учебы?
— Если касаться профессиональных моментов, то как бы банально это ни звучало, были проблемы с занятиями. Если, к примеру, пианист может заниматься на фортепиано у себя дома, у органиста нет такой возможности. В годы учебы приходилось вставать в пять часов утра, чтобы к шести приехать в зал для занятий на инструменте на пару часов.
— Творческому наследию каких композиторов вы отдаете предпочтение?
— Неизгладимое впечатление на меня производит органное творчество Баха, потому что написать столько для одного инструмента — это великое дело. Я не знаю, найдется ли в истории мировой музыкальной культуры человек, который конкретно для одного инструмента написал бы такое количество сочинений и настолько художественно. Конечно же, мне нравятся и другие направления, и другие школы, например, французская романтическая музыка, мне нравится также такой жанр, который идет с момента основания органных школ как жанр органной транскрипции, то есть обработка сочинений, которые были изначально написаны для других инструментов, и они перекладываются именно на органное звучание. Эти произведения обретают новую окраску, совершенно новое осмысление в органном звучании, это всегда очень интересно. Я сам этим занимаюсь, делаю авторские транскрипции.
— Как вы оцениваете преемственность поколений в органной музыке в Абхазии, возможно ли в ближайшем будущем появление новых имен?
— Всегда хочется говорить только о плюсах, но что касается этой темы, конечно же, это наш большой минус. Конечно, было бы здорово, если на базе нашего музыкального училища в Сухуме открылся бы класс органа. Я думаю, что нашлись бы ребята, которые с удовольствием занимались бы. Например, я еще не могу взять на себя такую ответственность, потому, что я понимаю, что педагогика — это отдельная стезя, которой нужно посвящать все время. Будем надеяться, что в ближайшее время ситуация поменяется. Для обучения необходимо иметь инструмент, здесь у нас в Пицунде концертный орган, на нем обучать, конечно, нереально, так как здесь постоянно проводятся концерты. Для занятий необходимо иметь небольшой инструмент.
— В каких концертах вы участвуете сейчас?
— Каждое воскресенье в Пицундском Храме я провожу сольные концерты, в которых принимают участие певцы Радион Хагба и Кристина Эшба. К нам приходит публика, не подготовленная профессионально, как в залы консерватории, поэтому мы стараемся разнообразить программу выступлений.
— Как вы планируете провести свой двойной юбилей, 30-летие со дня рождения и 10-летие творческого пути?
— Я не очень люблю отмечать всякие юбилеи и дни рождения. Этот день я проведу в кругу семьи и друзей. К сожалению, нет возможности провести этот день на сцене, так как в Пицундском храме все заранее распланировано, каждый день здесь проводятся концерты.