СУХУМ, 5 авг — Sputnik. Неудача на переговорах по урегулированию кризиса в Сирии, в которых в понедельник в столице Катара приняли участие министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри, не привела к снижению интенсивности российско-американских контактов.
Прошло всего два дня и главы внешнеполитических ведомств двух стран встретились снова, на этот раз "на полях" министерской встречи АСЕАН, проходящей в малайзийской столице Куала-Лумпуре.
На этот раз итог кажется более оптимистичным: Лавров и Керри успели не только договориться о продолжении разговора по объединению усилий по борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и обсудить, как работает канал общения Москвы и Вашингтона по ситуации на Украине.
Двухсторонний АСЕАН
Вообще двусторонних переговоров в Куала-Лумпуре у Лаврова было много. Только за среду он пообщался со своими коллегами из Китая, КНДР, Турции, Южной Кореи, Камбоджи, Сингапура, Малайзии, Лаоса. Причем в повестке дня были довольно острые вопросы.
С северокорейским министром, например, Лавров обсудил проблему, которая наряду с Сирией и борьбой с "Исламским государством" скоро может стать целью номер один для приложения антикризисных усилий международного сообщества. Речь идет о ядерной программе КНДР. Глава МИД РФ дал понять, что подходы к ней могут быть примерно такими же, как и те, что успешно сработали в отношении Ирана — отказ от ядерной бомбы в обмен на уважение остальных сфер интересов Пхеньяна.
"Нашей целью остается обеспечение его (Корейского полуострова) безъядерного статуса через достижение устраивающей всех договоренности. Мы хотим, чтобы безопасность всех стран региона и, конечно, Корейской Народной Демократической республики была надежно обеспечена, чтобы законные интересы КНДР уважались всеми без исключения", — отметил Лавров.
Насыщенной обещала быть и встреча с главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу. Сам турецкий министр в преддверии переговоров сообщил, что обсуждаться будет и судьба проекта строительства газопровода "Турецкий поток", соглашение о котором стороны никак не могут подписать, и борьба с терроризмом, особенно в свете начавшейся турецкой военной операции на территории Сирии и Ирака, вызвавшей возражения ряда стран.
Турецкая сторона, впрочем, заявляет, что с Москвой никаких разночтений у Анкары по последнему вопросу нет. "Россия нас в этой борьбе поддерживает", — заверил журналистов Чавушоглу. В действительности же эти темы отошли на второй план: в разговоре с Лавровым глава МИД Турции предпочел сконцентрироваться на положении крымских татар, судьбой которых Анкара вдруг серьезно озаботилась.
В разговоре с министром иностранных дел Малайзии Анифой Аманом главной темой ожидаемо стал ход расследования катастрофы Boeing в Донбассе в прошлом году. Глава малайзийского МИД заявил, что Куала-Лумпур стремится к тому, чтобы этот вопрос не политизировался и расследование было результативным. По словам Лаврова, у Москвы такая же позиция.
"Надеюсь, это (расследование) позволит подготовить доклад, который будет всеобъемлющим, который позволит всем нам узнать правду и наказать виновных", — сказал Лавров журналистам после встречи с Аманом.
При этом он отметил, что у Москвы сохраняется много вопросов к ходу расследования. Почему малайзийскую сторону подключили к нему только через несколько месяцев после катастрофы? Почему Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в этом расследовании до сих пор на вторых ролях, хотя по решению СБ ООН так быть не должно? Почему российским техническим специалистам не представляют всю имеющуюся информацию? Почему США не предают гласности данные спутникового наблюдения, а Украина — записи переговоров диспетчеров? Ответов пока нет.
Есть ли жизнь после Ирана?
Встреча с Керри была ближе к вечеру. Многого от нее не ждали. Некоторые эксперты вообще высказывали мнение о том, что после заключения соглашения по иранской ядерной программе российско-американские дипломатические контакты будут сходить на нет: мол, нет больше сфер для сотрудничества, зато разногласий хоть отбавляй — и по двусторонним отношениям, и по Украине, и по Сирии. Однако российская сторона убеждена, что это не так.
"Говорить о том, что у наших стран не осталось точек соприкосновения — это очень большое преувеличение. По той же Сирии у нас есть расхождение в понимании политического будущего этой страны, но все согласны, что альтернативы мирному урегулированию нет и требуется срочная консолидация усилий для борьбы с терроризмом в регионе", — сказал РИА Новости источник в делегации РФ.
Кроме того, США, очевидно, надеются, что поддержка Россией режима Башара Асада — это не навсегда и со временем удастся убедить Москву изменить ее точку зрения. А для этого надо постоянно разговаривать, бить в одну точку, что Керри, собственно, и делает.
Так что желание американского госсекретаря как можно чаще встречаться со своим российским коллегой вполне вписывается в русло нынешней внешнеполитической стратегии США. По отношению к России она, видимо, сводится к тому, чтобы продолжать санкционное давление, замораживать сотрудничество по многим важным областям двустороннего взаимодействия, но сохранять контакты между министерствами иностранных дел по вопросам, представляющим интерес для Вашингтона.
Вот и встреча в Куала-Лумпуре, по данным РИА Новости, была организована по инициативе американской стороны. У Керри, видимо, была какая-то недосказанность после трехсторонних переговоров в Катаре с участием главы МИД Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра. И "на полях" АСЕАН госсекретарь хотел поговорить более обстоятельно, с глазу на глаз.
Восток Украины и Ближний Восток
Началась встреча по-дружески: Лавров поинтересовался здоровьем Керри, который только начал оправляться от травмы, полученной при падении с велосипеда. Госсекретарь, впервые за долгое время появившийся на публике не на костылях, хотя их на всякий случай носит за ним помощница, похвастался тростью, которая, по его словам, принадлежала семейству Кеннеди.
После, за закрытыми дверями, поговорили, в частности, об украинском кризисе и выполнении минских соглашений. "Обсудили Украину, прежде всего, с точки зрения того, как работает созданный президентами Путиным и Обамой канал общения на уровне внешнеполитических ведомств", — сообщил Лавров по итогам встречи.
Большое внимание российский министр и Керри снова уделили Ближнему Востоку, борьбе с терроризмом в регионе.
"Мы все согласны с тем, что ИГИЛ — общая угроза, общее зло. Мы согласны, что надо объединить усилия по борьбе с этим явлением как можно скорее и как можно более эффективно, но у нас пока нет общего подхода, как это сделать", — отметил глава МИД РФ.
Но сдаваться стороны не намерены. "Это тема на дальнейшие наши контакты", — подчеркнул Лавров.
А значит, не исключено, что новой встречи с Керри долго ждать не придется.