СУХУМ, 8 авг – Sputnik, Роберт Джопуа. Информационная обстановка в начале августа 2008 года определялась той степенью напряженности, которая господствовала в политической обстановке, сказал корреспонденту Sputnik возглавлявший в то время Управление правительственной информации и средств массовых коммуникации (УПИ и СМК) при президенте Абхазии Кристиан Бжания.
"Событиям 8 августа 2008 года предшествовали частые визиты в Сухум западных дипломатов, среди которых были аккредитованные в Тбилиси послы стран, входящих в так называемую Группу друзей Генерального секретаря ООН по Грузии, представители госдепа США во главе с Метью Брайзой. В своих переговорах с руководством Абхазии и непосредственно с президентом Сергеем Багапшем все они без исключения пытались убедить абхазское правительство в том, что у Грузии, у Саакашвили, нет планов по возобновлению военных действий против Абхазии и Южной Осетии. Всякий раз эти переговоры носили довольно тяжелый характер, часто на повышенных тонах со стороны президента Абхазии”, — подчеркнул Бжания.
Руководящий в 2008 году УПИ и СМК отметил, что президент Абхазии Сергей Багапш, опираясь на данные спецслужб, предупреждал иностранные дипмиссии, что подобные планы существуют. Бжания вспоминает, что в какой-то момент президент даже предъявил гостям грузинскую штабную карту, на которой все обозначения были сделаны в соответствии со стандартами НАТО — это касалось стратегических объектов, инфраструктуры, коммуникаций, несмотря на это, они продолжали демонстрировать спокойствие и утверждать, что новая война невозможна.
"Был такой случай, когда помощник заместителя госсекретаря США Брайза, курировавший конфликты на Южном Кавказе и грузино-абхазский, в частности, произнес фразу: "Мы пытаемся удерживать Саакашвили, как воздушный шарик, но насколько это возможно". Тогда Сергей Багапш очень откровенно ответил: "Господин Брайза, имейте в виду и передайте это в Тбилиси, что как только грузинские войска предпримут попытку наступления на Цхинвал, мы откроем им второй фронт. И никакие миротворческие силы и наблюдатели ООН не смогут остановить нас. Вы должны знать, что у нас с Южной Осетией есть твердые договоренности о взаимной помощи в случае, если против одной из сторон Грузия предпримет военные действия", — рассказал экс-начальник УПИ и СМК.
По словам Кристиана Бжания, после таких закрытых переговоров стороны выходили к журналистам и уже пользовались дипломатическими формулировками, поэтому тем, кому не приходилось присутствовать и слышать такие дискуссии, трудно было, разумеется, представить реальный уровень напряженности ситуации. Также он отметил, что Управление информировало общественность о сути переговоров, об обстановке, но, конечно же, не в таких подробностях.
"Трудно было конкурировать с западными СМИ. Мировое сообщество, привычно зомбированное своими СМИ, верило пропаганде о том, что Грузия и Саакашвили мирные, успешные, но сталкиваются с несговорчивыми сепаратистами. Их ресурсы были не сравнимы с нашими. Складывалось впечатление, что о проведении той операции была заведомо осведомлена западная пресса, ведущие издания и телеканалы. И не надо быть в плену у иллюзий, что на Западе политически абсолютно свободная пресса. Пример — когда один из телеканалов-гигантов пригласил на прямой эфир беженку из Цхинвала с тем, чтобы она рассказала о том, как войну в Южной Осетии начала Россия, но, когда очевидец событий стала говорить правду, ей просто не дали договорить и прекратили программу. То же самое делали многочисленные иностранные журналисты, приезжавшие в Абхазию. Мы рассчитывали на их объективность, а они по возвращении публиковали ангажированные материалы”, — констатировал бывший руководитель УПИ и СМК.
В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские войска начали полномасштабное вторжение в Южную Осетию. Оно началось массированным ракетно-артиллерийским обстрелом Цхинвала и позиций ополченцев вокруг города. Огонь реактивных систем "Град" и тяжелой ствольной артиллерии не стихал несколько часов, ранним утром 8 августа по городу и окрестностям ракетно-бомбовые удары нанесли штурмовики грузинских ВВС. После этого Цхинвал атаковали танки и отборные подразделения грузинских силовых структур. В городе завязались уличные бои.
Во второй половине дня 8 августа российское руководство приняло решение остановить кровопролитие. В Южную Осетию вошли подразделения 58-ой армии и ВДВ. Началась операция по принуждению к миру. Она завершилась 12 августа.