СУХУМ, 14 авг – Sputnik, Астанда Ардзинба. Первые бои на подступах Сухума сыграли важную роль и способствовали поднятию боевого духа абхазских воинов, рассказал в интервью Sputnik Герой Абхазии, ветеран Отечественной войны народа Абхазии Вианор Ашба.
На момент начала войны Вианор Ашба уже был профессиональным военным, командовал второй ротой, второго взвода Абхазской гвардии (отдельного полка Внутренних Войск Абхазии (ОПВВ), в народе он ещё назывался "8-ой полк" или "Абхазская Гвардия" – Прим. Ред.)
Утром 14 августа 1992 года, поделился своими воспоминаниями ветеран, была объявлена боевая тревога, личный состав взвода с легким вооружением выдвинулся к району Красного моста.
"Я не понимал, что происходит, информации, что это грузинская агрессия у меня не было. Я думал, что это митинг сторонников Звиада Гамсахурдия и ставил задачу остановить их у моста эстакады. Но, когда, я профессиональный танкист, услышал гул гусениц танка, я не поверил своим ушам. Я не мог вообразить себе в Сухуме танки", — рассказал Ашба.
Первый бой у подступов столицы завязался у эстакады вблизи 14-ой средней школы. По словам Ашба, абхазские бойцы могли стрелять по танкам лишь из стрелкового оружия, другого вооружения в Абхазской гвардии на тот момент еще не было. Подобное сопротивление не могло нанести урон танкам, но производило шумовой эффект, рассказал ветеран.
"Боевая машина пехоты, остановившись напротив школы милиции, стала обстреливать из пушки БМП-1 наши позиции. Я, передвигаясь по железной дороге по-пластунски, сравнялся с машиной и стал ее обстреливать. Попадание трех снарядов вывело ее из строя, она перестала стрелять. Я стал возвращаться назад, в какой-то момент поднял голову, чтобы рассмотреть по-прежнему ли машина на месте, наводчик заметил меня и прицельно стрельнул из пушки", — поделился своими воспоминаниями Ашба.
Вианор Ашба получил контузию, но сумел добраться до абхазских позиций, ему оказали первую помощь и отвезли в больницу. К тому времени командир Гиви Агрба с группой до 12 человек (Герой Абхазии, генерал-лейтенант прим. Ред.) осуществлял оборону на территории гостиницы "Абхазия".
Агрба, по словам ветерана, дал команду экипажу подъехавшего БТР, которым командовал Зураб Кишмария, закрепиться на Красном мосту и занять оборону. После к этой группе присоединилась и группа Ашба.
"Гиви Камугович долгое время оставался на передовой. Я стал беспокоиться, вместе с сержантом Алхасом Вардания мы нашли Волгу черного цвета и поехали за ним. К тому времени Гиви Камугович вместе с Бесланом Джелия и еще несколькими бойцами уже отходили и вышли на Белый мост, они ехали на машине командира полка, за рулем которой был сам Агрба, на перекрестке улицы Чанба их обстреляли, были жертвы",- рассказал Ашба.
Под прицельный огонь попала и машина Ашба.
"Я быстро среагировал и стал отъезжать назад с большой скоростью. Грузин не переставал обстреливать, он увидел, что у дороги стоит газо-заправочная машина с полными баллонами и решил взорвать ее. Помню, когда проезжал эту машину, все баллоны шипели, он их все-таки разрешетил, но взрыва не случилось", — добавил ветеран.
Выбраться из-под огня Ашба удалось, он сумел в объезд вернуться к абхазским позициям на Красном мосту, забрав по дороге командира Гиви Агрба и сопровождавших его бойцов.
Как также отметил Ашба, абхазы сумели закрепиться у подступов к Сухуму на Красном мосту. По его мнению, замысел грузин состоял в том, чтобы взять в кольцо Абхазскую гвардию, который они не сумели осуществить во многом благодаря грамотному командованию Гиви Агрба.
В этот же день были предприняты попытки освободить Белый мост, рассказал ветеран. Он поделился своими воспоминаниями о запомнившемся ему эпизоде наступательной операции.
"То ли белобрысый, то ли седой грузин из гранатомета РПГ-7 начал обстреливать наш БТР. Я, заметил это, кинул гранату в его сторону, но не услышал взрыва. Граната взрывается за три – четыре секунды, это время мне показалось очень длительным, я успел раз восемь подняться и пригнуться, отыскать глазами свою гранату. В таких ситуациях органы чувств человека начинают работать на тысячу процентов. Я было решил, что граната учебная и не сработала и пытался выдвинуться вперед, к счастью не успел, взрыв все таки раздался и я чуть было сам же не подорвался на своей гранате", — рассказал Ашба.
Взрывная волна ранила грузинского гранатометчика, добавил ветеран.
"Он оказался жив, посмотрел на меня и сказал: "Брат, помоги мне". Я ответил, что помогать ему точно не стану. Рука вздернулась, автомат я направил на него, но добивать его не стал. К счастью, у него не было огнестрельного оружия в руках, и он не мог для меня уже представлять угрозы. Я забрал окровавленный гранатомет и вернулся на нашу позицию", — поделился своими воспоминаниями Ашба.
По словам ветерана, перенести линию фронта с красного моста на Гумисту было правильным решением.
"В столице в основном было грузинское население, и удерживать Сухум мы бы не смогли, пытаясь держать оборону на Красном мосту, мы б потерпели поражение", — сказал Ашба.
14 августа 1992 года войск Госсовета Грузии без предупреждения под предлогом охраны железной дороги вторглись на территорию Абхазии. Отечественная война народа Абхазии длилась 13 месяцев и закончилась 30 сентября 1993 года победой Абхазии.