СУХУМ, 15 авг – Sputnik, Анжелика Бения. В разгар проведения экспедиций научный сотрудник АбИГИ, археолог Эдже Трапш в свой профессиональный праздник рассказала о ее самых удачных находках и о перспективах археологии в Абхазии.
Эдже Трапш приехала на свою историческую родину в 2008 году. Специальность археолога получила семь лет назад в Турции. Сегодня она работает археологом в Абхазском институте гуманитарных исследований в отделе археологии.
"После того как я завершила учебу в Турции через год приехала в Абхазию и получила работу по профессии. Год я занималась изучением языков. Я плохо говорила на абхазском, но смогла его улучшить за год. После чего я приступила к работе археолога. Мы ходили на практику на экспедиции, а потом я собрала свою группу", – сообщила Трапш.
Как призналась Трапш, работа археолога, для нее как для девушки порой бывает очень сложной.
"У нас работа постоянно в поле, можно сказать мы целый день на улице. К примеру, на том месте, где мы сейчас ведем раскопки, в Афоне совсем нет условий, поблизости безлюдно. Много труднодоступных мест, куда пройти можно только пешком. Потом, мы постоянно работаем с землей, а это еще и грязь, а я девушка, но мне нравится моя работа", – сказала она.
Археология, как отметила Трапш, мощный инструмент познания прошлого и один из способов сохранения бесценного культурного наследия. По словам археолога в ее работе важна практика.
"Чтобы стать хорошим археологом нужно участвовать в экспедициях, вести раскопки, работать своими руками. Практика в нашей работе важна и необходима. Мы должны видеть и чувствовать материалы: керамику, глину или же стекло, помимо этого нужно изучать останки, уметь работать с костями", – сказала Трапш.
Одним из интереснейших археологических находок Эдже Трапш назвала обнаруженный во время раскопок в Новом Афоне в 2013 году могильник.
"В Новом Афоне мы нашли могилы с хорошим и богатым материалом. По нашим данным находки принадлежат 5-6 веку нашей эры. В этом могильнике останки были нетронуты, человек лежал как будто бы в утробе матери, держа два копья под головой, все его кости были целы. Также при нем были найдены кинжал, нож, ремень два копья и две фибулы. Не каждый день находишь такое", – призналась Трапш.
По ее мнению любой участок, который отводится под строительство, необходимо исследовать.
Должна сложиться практика, когда без заключения археологов не дается разрешение на строительство. Абхазия страна с богатой историей, у которой много памятников исторического наследия. Все это нуждается в защите и изучении. Организовывать экспедиции и вести раскопки с финансовой и технической стороны очень сложно, государство помогает нам в этом, но помощь пока маленькая", – сказала она.
На сегодняшний день археолог Эдже Трапш и ее команда ведут раскопки в Новом Афоне. Работа том началась для молодых археологов пять лет тому назад. Декан истерического факультета Абхазского Государственного университета Алик Габелия и начальник археологического отдела в Абхазском институте гуманитарных исследований Игорь Цвинария консультанты экспедиции, которой руководит Эдже Трапш.
"Работа в нашей группе разделена. Ребята копают, и если вдруг они что-то обнаружат, то дальше уже к работе приступаю я, потому что нельзя чтобы оно треснуло, разбилось" – отметила она.
Как сообщила археолог Трапш в семье она единственная дочь, ее родители живут в Турции и иногда приезжают в Абхазию.
"Мы живем в Турции, но традиции своего народа мы смогли сохранить. Несмотря на то, что плохо знаем свой родной язык, мы говорим на нем. Поэтому приехать в Абхазию и адаптироваться было не сложно",– сказала Трапш.
Первым профессиональным абхазским археологом, способствовавшим становлению археологической школы Абхазии, был Михаил Трапш. Эдже Трапш выразила надежду, что и она сумеет внести значительный вклад в археологию Абхазии.