О роли абхазских и адыгских этнических групп в создании шумерской цивилизации и о книге "Шифры Шумера" рассказал в интервью Altinpost писатель абазинского происхождения Йаан Аднан Озвери.
— Вы знакомы читателю по рассказам для детей, романам, политическим и сатирическим книгам, а также по поэзии, опубликованной в Турции. Как у вас появился интерес к мифологии и почему вас привлекла именно шумерская мифология?
— Если этот вопрос разделить на две части и на первую ответить с долей юмора, то мифология у нас в некоторой степени семейное увлечение. Мой старший брат Умит Озвери уже долгие годы занимается мифологией. Он, на мой взгляд, один из редких авторитетных исследователей по истории Древнего Египта, хатто-хеттской, древнеанатолийской, античной эгейско- средиземноморской и шумерской цивилизациям. На самом деле специалисты знают, что эти области представляют собой отдельные самостоятельные сферы исторической науки. Но если человек круглосуточно занят этими темами, у него всегда есть что сказать обо всех этих предметах. К тому же названные цивилизации не отделены друг от друга китайской стеной, наоборот, между ними имеется связь и одна является продолжением или предшественником другой. Когда у вас под рукой есть такой источник, остается только воспользоваться им. Думается, я таким образом ответил на первую часть вопроса. Шумер — это начало начал. Первые города-государства возникли в Шумере. Именно в Шумере царство впервые снизошло с неба, первая письменность появилась опять-таки там. По этой причине я приступил к мифологии с Шумера.
— В этом романе Вы характеризуете шумеров как цивилизацию, созданную кавказскими кланами и туркменскими племенами, пришедшими из Средней Азии. Как вы пришли к такому выводу?
— Да, именно так я говорю. Шумер и есть творение этих народов, но сюда следует включить не только их, но и семитов. Однако, поскольку в этой книге я рассказал о дошумерской эпохе, тут речь только о кавказских народах и тюрках. О других народах я намерен рассказать во втором томе. Что же касается того, как я пришел к такому выводу, то известно, что в западных странах лет 100-150 назад ученые ухватились за новую историческую теорию с тем, чтобы продолжать господство над колониями. Согласно ей, все цивилизации, которые появились и исчезли, были творением предков западного сверхчеловека. Греческие предки этого сверхчеловека создали эти цивилизации, а потомки арийской расы создали современную цивилизацию. В этой теории не было места другим народам. Они считались лишь париями арийской расы. Элита Запада, длительное время определявшая развитие исторической науки на основе указанного вздора, получила крупный удар после открытия грандиозной шумерской цивилизации во всей красе. Первоначально они хотели присвоить себе и Шумер, считающийся началом истории, но они вынуждены были умолкнуть, когда честные интеллигенты Запада не позволили им этого сделать. История начиналась в Шумере, и без него невозможно было писать историю человечества. Но, если Шумер не был создан предками западного сверхчеловека, то кому же он принадлежал?
Независимые исследователи давно выдвигают гипотезы, предлагая различные версии о том, кем же были шумеры и какое они имеют отношение к современным народам. Изучение архаических цивилизаций и выявление их связей с современными народами является весьма сложным делом, и тут в отличие от точных наук трудно получить сиюминутные однозначные результаты. Речь идет о длительной работе с привлечением материалов из смежных областей. К тому же положение становится гораздо более сложным, когда в дело вмешиваются западные страны и их местные помощники, стремящиеся направить все по своему пути.
Если бы я в 2010 году не приехал в Абхазию и не осел бы здесь для постоянного проживания, мне было бы весьма трудно разобраться в данной проблеме. Да, будучи вдумчивым читателем мифологии, я бы выстроил в ряд некоторые отрывки и элементы, догадался бы, что не все является творением "западного сверхчеловека". Но я ничего не увидел бы столь ясно и четко, не мог бы обосновать свои догадки, следовательно, не написал бы эту книгу. Я приехал в Абхазию и на основе собранного материала написал ее. Теперь я спокойно могу утверждать, что грандиозная шумерская цивилизация создана преимущественно абхазскими и адыгскими этническими группами и древними тюрками.
Что же касается того, что я увидел и нашел здесь, я обнаружил совпадение шумерских топонимов и имен богов с названиями местностей, пунктов и именами божеств Абхазии. И так же Эшера, Акуа, Гудаута, Ингур и другие. Это стало потрясающим фактом. Я уже знал о связи шумерской цивилизации с туркменскими кочевниками, но здесь я уже восполнил остальные детали паззла и таким образом появился этот роман.
— Выходит, в книге вы излагаете шумерскую мифологию в виде романа?
— Нет, ничего подобного я не делаю. Тексты шумерских мифов зафиксированы на табличках самими шумерами. Желающий может прочитать их. Я исходил из топонимов, выдвинутых мной в качестве шифров, и в книге хитрый шумерский бог Энки ведет рассказ, подтверждая мою мысль. Это он рассказывает в романе о создании шумерской цивилизации, темном царстве до появления письменности, сотворении человека, войне богов, первых крестьянских восстаниях в истории. В Шумере Энки является настолько важной фигурой, что я могу заверить вас: Энки сегодня продолжает жить во всех религиях.
— Что бы вы хотели сказать читателям?
— В заключение хотел бы сказать читателям следующее: эта книга не является исследовательской работой или научным трудом. В конечном счете речь идет о романе. Думаю, что, как бы я ни старался остаться верным правде, от восприятия самого читателя зависит определение того, где кончается правда и начинается вымысел. Эта книга в то же время является манифестом. Манифестом против империалистического колониального мнения, утверждающего о том, что все цивилизации являются творением "западного сверхчеловека". Я хочу, чтобы читатель открывал эту книгу, учитывая все эти обстоятельства.