О своих впечатлениях от концерта Владимира Высоцкого в Абхазии в 1972 году рассказала корреспонденту Sputnik зритель Маргарита Селиванова.
– Маргарита, какие воспоминания у вас сохранились от концерта Владимира Высоцкого в Абхазии в 1972 году?
– Как мне помнится, это было осенью, погода стояла хорошая. Я тогда была сотрудницей Сухумского физико-технического института. Нас привезли на концерт на автобусе. Когда мы пришли в зал, народу было очень много, и люди приходили в течение всего концерта, зрители стояли во всех проходах. Выступление началось с небольшим опозданием, ждали Высоцкого. Выключили свет, потом дверь приоткрылась, и стало видно, что кто-то входит. Он вошел в первую дверь, за ним вошла женщина в накинутой шали, она прошла и села в первом ряду, это была актриса Ирина Печерникова. Потом включили свет, на сцене стоял стул, а перед ним микрофон, все ждали с нетерпением выхода на сцену Высоцкого. Он вышел молодой, красивый, невысокого роста, на нем был кожаный пиджак, который он снял и повесил на стул. Он поприветствовал нас, сказал, что очень рад находиться в Абхазии.
– Как принимал зал выступление Высоцкого?
– Высоцкий сразу попросил, чтобы его не прерывали и сказал, что не будет петь песни на бис. Наши товарищи в конце зала решили записать концерт, заметив это, Высоцкий сказал, что он видит, что его собираются записывать, и попросил не прерывать, если у него что-то не получится. Все песни Высоцкий исполнял с надрывом, каждую песню зрители встречали и провожали аплодисментами.
– До этого концерта вы были знакомы с творчеством Владимира Высоцкого?
– Мы слушали Высоцкого на виниловых пластинках. У нас был сосед на втором этаже, Сергей Мезниченко, который был фанатом творчества Высоцкого, у него тоже был магнитофон и пленки, мы часто слушали у него песни Высоцкого. Конечно, ощущение от живого концерта нельзя сравнить со звуком скрипящих пластинок. Мы сидели в десятом ряду, но видели, как при исполнении каждой песни у него на лице и шее двигались жилки, он полностью выкладывался на сцене. Где-то в середине концерта испортился микрофон. Высоцкий сильно расстроился, но ребята очень быстро подскочили и все исправили.
– У вас есть особо любимые песни из репертуара Высоцкого?
– Конечно, я люблю все его песни, но есть особенно близкие, например, "Кони привередливые", а также юмористические его песни, такие как "Канатчиковая дача".
– Выступая на сцене, Высоцкий устанавливал контакт со зрителями, рассказывая о себе. О чем он говорил в тот вечер?
– Когда Высоцкий начал свое выступление, он рассказал о том, где он родился, где вырос, хотя многие уже знали об этом. Он сказал, что поет военные песни, но сам не воевал, он объяснил, что поет военные песни, потому что у него папа военный и что ему близка эта тема. Высоцкий еще сказал, что он не бард, что не хочет, чтоб его так называли. По ходу концерта у него очень часто рвались струны, с таким желанием и отдачей выступал Высоцкий. После концерта мне не хотелось уходить, хотелось, чтоб вечер продолжился.
– После концерта 1972 года вы бывали еще на выступлениях Высоцкого?
– К сожалению, у меня не было возможности посетить еще раз концерт Высоцкого. После его смерти получилось так, что мы с подругой оказались в Москве и решили пойти на кладбище, где похоронен Высоцкий. Он умер 25 июля 1980 года, а мы были там спустя всего несколько дней. Народ шел к могиле с цветами, и многие тихо напевали песни Высоцкого. Было очень много людей, но мы смогли подойти к могиле и поклониться памяти великого Высоцкого.