После знаменательного Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г. советское руководство предложило американцам, англичанам и французам провести совместный парад войск в честь разгрома фашистской Германии в самом Берлине.
Мероприятие было намечено на сентябрь 1945 г. в районе рейхстага, над которым советскими солдатами было водружено Красное Знамя.
Однако накануне 7 сентября – согласованной даты проведения парада — советское руководство неожиданно получило известие, что главнокомандующие союзнических государств — генерал Дуайт Эйзенхауэр (США), фельдмаршал Бернард Монтгомери (Великобритания) и генерал Латр де Тассиньи (Франция) — не могут прибыть в Берлин и уполномочили для участия в параде своих представителей.
Формулировка отказа: "…по некоторым соображениям" выглядела нарочито туманной. Скорее всего, дело заключалось в том, что союзники все более отдалялись, упрекая и даже обвиняя друг друга в нарушении ялтинских и потсдамских соглашений. Тем не менее, 7 сентября 1945 года Парад Победителей в Берлине состоялся.
Это был парад, очень быстро забытый и в СССР и на Западе.
После торжественного Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве советское руководство предложило союзникам — американцам, англичанам и французам — провести совместный Парад Победителей в поверженном Берлине.
Согласие генерала армии Дуайта Эйзенхауэра, фельдмаршала Бернарда Монтгомери и генерала армии Латра де Тассиньи было получено.
Мероприятие решили отложить до окончания боевых действий на Тихом океане, то есть до победы над Японией.
Однако накануне 7 сентября – согласованной даты проведения парада — Кремль получил сообщение: вместо главнокомандующих прибудут их представители — высокопоставленные генералы вооруженных сил США, Великобритании и Франции.
Формулировка отказа: "…по некоторым соображениям" выглядела нарочито туманной.
Что же скрывали эти соображения?
Ялта. Начало февраля 1945 года. На конференции глав государств антигитлеровской коалиции Сталин, Рузвельт и Черчилль выступали в роли вершителей судеб стран и народов послевоенной Европы — крах гитлеровской Германии сомнений не вызывал.
Британский премьер во всеуслышание заявил: "Мы молимся, чтобы никогда русский народ больше не подвергался столь тяжелым испытаниям, из которых он вышел с такой славой!"
Как выяснилось позже, Черчилль, мягко говоря, лукавил!
"Советская Россия стала смертельной угрозой для свободного мира. Главная и подлинная цель англо-американских армий — Берлин!"
Вот это уже искренний Черчилль!
Но поставить цель — еще не значит ее достичь.
18 апреля 1945 года советские вооруженные силы начали свою последнюю – берлинскую стратегическую операцию. Через неделю, 25 апреля, войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов замкнули кольцо вокруг столицы Третьего Рейха.
В тот же день произошло еще одно знаменательное событие: недалеко от немецкого города Торгау на реке Эльбе встретились части 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии и 58-й стрелковой дивизии, входящей в состав 1-го Украинского фронта.
Казалось, что может быть прочнее боевого братства, скрепленного победой над общим врагом?!
Но, как выяснилось, солдатам и офицерам такое не могло прийти и в голову, в то же самое время Британский Объединенный штаб планирования в глубоком секрете разрабатывал проект операции под кодовым названием "Немыслимое": "Союзники" собирались объявить войну России 1 июля 1945 года.
А части Красной Армии, следуя плану Ставки Верховного Главнокомандования, 2 мая 1945 года полностью овладели Берлином. Столичный гарнизон прекратил сопротивление. В городе воцарилась непривычная тишина.
В ночь с 8 на 9 мая был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Просчитав возможные последствия вооруженного конфликта с СССР, генералы предостерегли политиков от необдуманных действий, справедливо полагая, что развязать войну не так сложно, как ее закончить.
В июле 1945 года во время Потсдамской конференции руководителей стран-победительниц Гарри Трумэн, новый президент Соединенных Штатов, получил известие об успешном испытании первой американской атомной бомбы.
"Надавить" на Советский Союз с помощью "ядерной дипломатии" не удалось.
Но атомная бомбардировка американцами Хиросимы вынудила Сталина незамедлительно выполнить свое обещание вступить в войну с Японией через 2-3 месяца после капитуляции Германии.
8 августа 1945 года СССР официально уведомил об этом Токио.
Уже через 10 дней успешных боевых действий советских войск в Маньчжурии Квантунская армия сложила оружие.
2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора "Миссури" состоялось подписание Акта о капитуляции Японии.
Так закончилась Вторая мировая война.
Крайние меры против Советского Союза, на которые готовились пойти США и Великобритания, решено было пока отложить.
Но политические разногласия между союзниками все более углублялись. Они упрекали и даже обвиняли друг друга в нарушении ялтинских и потсдамских соглашений.
В этом, скорее всего, и кроется причина отказа главнокомандующих от участия в Параде Победителей в Берлине.
Сталин приказал Жукову: "Принимайте парад сами. Тем более что мы имеем на это прав больше, чем они…".
7 сентября 1945 года. Берлин. Парк Тиргарден. 11 часов 15 минут утра.
"Отныне люди будут вечно благодарны великим народам Америки, Англии, Советского Союза и Французской Республики", — сказал маршал Жуков, — "благодарны их доблестным солдатам, которые в тяжелую годину военных испытаний протянули друг другу руку помощи…".
Этот парад очень быстро постарались забыть и в СССР и на Западе.
Мир в последующие годы не раз оказывался на грани глобальной войны между бывшими союзниками. Войны, которую с трудом, но все-таки удавалось избежать.
Однако холодная война разрушила все то, что было скреплено кровью, пролитой на фронтах.
Сказано ведь: разбрасывать камни гораздо проще, чем их собирать.