Дмитрий Мушба, Sputnik
Путешествие на автомобиле в настоящее время стало очень популярным. Если раньше люди старались устраивать отпуск за границей, передвигаясь на автобусе или самолете, то сейчас все чаще организовывают отпуск на своей машине.
Актуально ли введение экологического сбора с автомобилей, въезжающих на территорию Абхазии?
В этом году Абхазию посетило рекордное число туристов. Один из главных трендов для туристов сегодня — приезжать в Абхазию на собственных авто. Абхазия — маленькая страна, для большинства гостей уже знакомая, и, следовательно, ее вполне можно объехать самому. Другой причиной чаще всего называют неразвитость общественного транспорта в республике, следует отметить, что от этой проблемы в равной степени страдают как приезжие, так и местные жители.
Абхазия – страна с уникальными природными ресурсами, но насколько рачительно мы используем этот потенциал? Этим вопросом давно пора задаться…. Мы активно используем природные богатства для получения прибыли в туристической сфере. В то же время у нас в стране не проводится исследований на тему того, какой ущерб наносит инфраструктуре и экологии Абхазии интенсивный турпоток. А ведь антропогенный фактор нельзя не учитывать. Согласно исследованиям, современный человек в среднем производит от 1 до 1,5 кг бытового мусора в день. В стране нет возможности перерабатывать бытовой мусор, количество которого с каждым годом растет (мы просто зарываем его в землю, либо сжигаем, причем прямо на берегу моря, вблизи жилой и купальной зон). В курортный сезон резко возрастает нагрузка на коммунальные сети. Объектов размещения в Абхазии с каждым годом становится все больше, но вот нормы санитарного контроля не становятся строже и даже существующие не всегда исполняются.
Как это делается в мире?
Никто не подсчитывает насколько "устает" инфраструктура Абхазии. Изношенность основных фондов – один из важнейших факторов в любом производстве. Для того чтобы производство в один прекрасный день не встало, любое предприятие должно делать амортизационные отчисления.
Дороги Абхазии, пожалуй, никогда не получали такой нагрузки, как в последние годы. Резко возросло количество автомобилей у местных жителей, но в первую очередь проблемы с трафиком ощутимы в разгар туристического сезона. Порой кажется, что большего числа автомобилей наши дороги просто не способны вместить.
На ремонт дорог требуются очень серьезные затраты, но бюджет дорожного фонда на сегодняшний день по сути символический. Согласно Закону Абхазии о бюджете Дорожного фонда на 2015 год, его доходная часть составила почти 64 миллиона рублей.
Очень плохо обстоят дела и с уборкой мусора вдоль республиканской трассы и городских дорог. "Абхазавтодор" ссылается на отсутствие необходимой материально-технической базы, а районным властям в свою очередь далеко не всегда по силам справиться с этой проблемой.
Если обратиться к исследованиям западных ученых, около 30-35% мусора на дорогах появляется по вине водителей. Кроме того, автомобили выбрасывают в атмосферу вредные вещества. Вот почему в развитых странах для поддержания благоприятной экологической среды выделяются средства, сопоставимые с затратами на восстановление и развитие инфраструктуры. У нас в стране экологического фонда и вовсе нет, эти функции переданы Государственному комитету по экологии и охране природы.
В этой связи вызывает интерес идея введения денежного сбора с автомобилей, въезжающих в Абхазию больше, чем на сутки. Сбора, который пошел бы в пользу того же экологического и дорожного фондов.
Используем транспорт — платим дорожный и экологический сбор.
Подобная практика осуществляется во многих странах мира. Оплата может взиматься при переезде через КПП "Псоу". Размер такого сбора может варьироваться в зависимости от типа транспортного средства. В Болгарии, к примеру, стоимость разрешения на въезд в страну для иностранных легковых автомобилей весом менее 3,5 тонн составляет 5 евро за 7 дней. В целом по Европе стоимость подобного разрешения колеблется от 4 до 15 евро.
Плату за въезд в Республику Абхазия можно регулировать системой специальных наклеек-виньеток на лобовое стекло. Виньетки используются во многих странах Европы: в Австрии, Болгарии, Словакии, Чехии, Швейцарии и других. Чаще всего такая мера применяется для разрешения выезда на автомагистрали и другие платные дороги. Поэтому в европейских странах такие наклейки можно приобрести в различных местах, в том числе на автозаправочных станциях.
В Абхазии, в виду того, что большинство дорог в стране, по сути, безальтернативны, целесообразнее выдавать такое разрешение исключительно в специальном пункте на пограничном переезде. Аналогичная система действует в Молдавии, где для проезда по всем дорогам транспортным средствам с иностранной регистрацией требуется виньетка. В Черногории подобное разрешение называется "экологическая" виньетка (eco-tax vignette).
Виньетки могут быть разного срока действия, от 3 дней до нескольких месяцев, в зависимости от того, насколько часто машина пересекает государственную границу. Автомобилисты же сами смогут выбирать себе наиболее подходящий тариф. Виньетки могут существовать также в электронном виде, когда факт оплаты заносится в базу данных, а владельцу автомобиля выдается чек. Так это происходит в Венгрии.
Немного цифр
По данным пограничной службы Республики Абхазия, в страну в период с 1 мая по 1 сентября въехало 411 265 автомобилей. Эта цифра включает в себя не только машины с иностранной регистрацией, но и автомобили с абхазским госномером, а также экскурсионные автобусы, въезжающие в Абхазию на один день. Отдельной статистики по этому вопросу не ведется, но даже если представить, что каждое четвертое автотранспортное средство, заезжающее в Абхазию, зарегистрировано в нашей стране, остается порядка 300 000 автомобилей с иностранной регистрацией. Таким образом, за четырехмесячный период, с начала мая по конец августа, получается усредненный показатель — 75 000 автомобилей в месяц, или 2 500 в день.
Учитывая то, что подавляющее большинство гостей, в том числе и тех, кто заезжает в Абхазию на своей машине, прибывают на срок от 5 до 14 дней, для этой категории можно ввести фиксированную плату за въезд на машине. Если взять условно отчисление в размере 500 рублей с одного автомобиля, то это дает сумму 37,5 млн рублей в месяц, что составит 150 млн рублей поступлений в казну только за 4 месяца курортного сезона. Для нашей республики это более чем существенная сумма, в то же время можно полагать, что такой незначительный сбор едва ли отобьет у кого-то желание приехать в Абхазию.
Возможен и вариант, при котором размер экологического сбора будет определяться исходя из мощности транспортного средства. Например, 5 рублей за 1 лошадиную силу. То есть для автомобиля с мощностью в 100 лошадиных сил сумма составит 500 рублей, для 200-сильной машины уже 1000 рублей. Такая система представляется более сложной в плане имплементации, но также имеет право на жизнь.
За и против
Не могу согласиться с мнением, что введение экологического сбора неизбежно приведет к уменьшению количества туристов, посещающих Абхазию. Конечно, достоверно узнать можно, только начав реализацию такой программы. Сегодня в Европе есть страны, которые, напротив, отходят от такой практики, пытаясь стать более привлекательными для туристов. Мы все понимаем важность повышения уровня предоставляемых на территории страны услуг, необходимость создания более развитой инфраструктуры, но рассчитывать только на внешнюю помощь по меньшей мере наивно. Возможно, сегодня самый подходящий момент для поиска дополнительных внутренних ресурсов и оптимизации уже имеющихся. В этом свете предлагаемая мера выглядит вполне жизнеспособной и экономически эффективной.
И еще один важный, на мой взгляд, момент. Учитывая рост популярности Абхазии у российских туристов и наличие внешних факторов, обуславливающих ее привлекательность как курорта, находящегося в рублевой зоне, можно ожидать положительной динамики в этом направлении в ближайшие несколько лет. Следовательно, именно сейчас необходимо максимально оптимизировать работу сферы туризма во всех компонентах. Это позволит вывести туротрасль на более качественный уровень, что в свою очередь приведет не только к увеличению количества, но и повысит «качество» туристов, то есть создаст сегмент для работы с клиентами, обладающими высокой платежеспособностью, из так называемого "среднего класса".