Астанда Ардзинба, Sputnik
Сухумский маяк расположен в западной части города, на мысе, который клином врезается в Черное море. Сегодня, когда все современные суда оснащены спутниковой навигацией, сухумский маяк является больше достопримечательностью города, нежели сигнальным сооружением.
Маяк по-Маяковски
"Летом 1901 года, будучи в Сухуме на летних каникулах, сухумский маяк посетил Владимир Маяковский. Он был настолько восхищен маяком, что впоследствии взял псевдоним от слова "маяк" — Маяковский". Так гласит приписка от руки, сделанная неизвестным автором на старинных протоколах, которые хранятся в архиве гидрофизического института Абхазии. Автор наверняка не знал, что Маяковский — это настоящая фамилия русского поэта. Он родился в селе Багдади Кутаисской губернии в Грузии в семье лесничего Владимира Константиновича Маяковского.
Тем не менее городская легенда имеет под собой основание. Маяковский действительно посещал Сухум и взбирался на башню маяка. Правда и то, что сооружение произвело на него сильное впечатление, впоследствии он написал для детей книжку "Эта книжечка моя про моря и про маяк". Об этом пишет в своих воспоминаниях мать поэта Александра Маяковская.
"Мы доехали до Батума поездом, а оттуда в Сухум – пароходом. Это путешествие доставило всем большое удовольствие, особенно впечатлительному и любознательному Володе. Он был одет в матросский костюм, оживленно разговаривал с пассажирами, капитаном, матросами. Мы не могли уследить за ним, так быстро он бегал по пароходу. Ему хотелось все увидеть, все осмотреть", — отметила Маяковская.
Она написала, что в тот приезд они с сыном много гуляли и осматривали город, особенно им запомнилось посещение маяка.
"Володю заинтересовал маяк. Ему объяснили устройство и назначение маяка: он далеко светит и указывает путь морякам. Сам он с детства мечтал жить так, чтобы своими делами освещать людям путь к светлому будущему", — говорится в воспоминаниях матери поэта.
Старший брат Эйфелевой башни
Сухумский маяк родом из Франции, он был сконструирован инженером Эрнестом Гуэном, одним из создателей Эйфелевой башни, по заказу Департамента навигации военно-морского флота Российской империи. В 1861 году навигационное сооружение было привезено в Сухум, его по частям собрали за 150 дней. С тех пор более полутора веков сухумский маяк служит ориентиром для морских судов, курсирующих у берегов Сухумской бухты.
Высота навигационного сооружения составляет 34 метра. Чугунная витая лестница внутри башни, насчитывающая 147 ступеней, ведет на вершину маяка, откуда открывается вид на Сухум и Новый Афон. Благодаря линзе Френеля, установленной на фонаре, свет маяка виден на расстоянии до 30 километров, лучи доходят практически до самого горизонта.
Изначально на маяке был установлен масляный светильник. Однако во время сильных ветров верхушка маяка раскачивалась, и масло из светильника выливалось. Раскачивание удалось остановить благодаря специальной системе тросов, которые и сейчас опоясывают маяк, а масляную лампу заменили на ацетиленовую горелку, а позже – на электрический фонарь.
Сейчас в прожекторе маяка установлены две электрические лампы, каждая мощностью в один киловатт. В некоторых источниках есть информация, что в 1877 году во время русско-турецкой войны турецкие войска, покидая Сухум, хотели повалить маяк, зацепив его тросами с корабля – не смогли. Тогда в качестве трофея они вывезли фонарь маяка, но спустя год он был заменен новым.
Старость — не радость
Сегодня, в век высоких технологий, когда все современные суда оснащены спутниковой навигацией, сухумский маяк является больше достопримечательностью города, нежели сигнальным сооружением. Он продолжает работать, но уже в автоматическом режиме и на солнечных батареях. Время берет свое – металлическую башню маяка разъела коррозия, облупилась краска на стенах. Век высокой поэзии Сухумского маяка остался в прошлом. Чудо инженерной мысли Эрнеста Гуэна нуждается в срочном ремонте.
Как рассказал директор Сухумского гидрофизического института Вячеслав Кецба, сухумский маяк с 2005 года по настоящее время находится на балансе института. Он закрыт для посещения, а люди, которые здесь работали уже уехали.
"В советское время на маяке работало 16 человек, после развала Советского Союза и Отечественной войны народа Абхазии осталось всего четверо, а сейчас и вовсе все люди ушли", — сказал Кецба.
Так и романтическая должность смотрителя маяка канула в историю, и присматривают теперь за маяком сотрудники института, которые периодически прочищают фонари.
"Ни одного рубля с 2005 года на содержание маяка институту выделено не было. Мы обеспечиваем охрану маяку, на которую уходит порядка 300 тысяч рублей в год за счет собственных средств института", — подчеркнул директор института.
Маяк мог бы даже стать туристическим объектом, считает ученый.
"Это наша история, маяк – символ города, его даже турки во время русско-турецкой войны не смогли разрушить, нельзя позволить ему разрушиться сейчас, в мирное время", — отметил он.
Руководство института подсчитало, добавил он, что на реконструкцию одной из самых известных достопримечательностей Сухума понадобится 40 миллионов рублей. За эти деньги, убеждены ученые, можно восстановить и сам маяк, и дом смотрителя, построенный уже после установки навигационного сооружения, бункер для хранения топлива, а также небольшой парк у маяка.