Наала Авидзба, Sputnik
80-летнее форелевое хозяйство на Черной речке расположено в селе Отхара Гудаутского района. В этом живописном месте, окруженном горами, уже более 45 лет работают директор Ражден Агрба и ихтиолог-рыбовод Майя Агрба. Сегодня они – единственные абхазские специалисты государственного форелевого хозяйства.
Рыбное место
В молодости главный ихтиолог хозяйства Майя Агрба не планировала связать свою жизнь с рыбоводством. После школы она собиралась поступать на экономический факультет в Москву, но сделать этого не удалось. Через год она устроилась на работу в форелевое хозяйство.
"Поскольку я жила поблизости, думала, устроюсь, потихонечку подготовлюсь и дальше пойду учиться. Начала работать лаборанткой. Здесь была московская научно-исследовательская лаборатория. Изучали рыбу, корма. Кстати, корма, которым мы сейчас кормим, были разработаны здесь, в форелевом хозяйстве", — вспоминает ихтиолог.
По совету старших коллег Майя Агрба поступила во Всесоюзный институт пищевой промышленности на факультет рыбохозяйства. Полученные знания сразу применялись в практической работе, которой она занята до сегодняшнего дня.
"Выбрала я себе профессию. Я уже работаю столько лет. Если сейчас брошу и сяду дома – это катастрофа. Пока есть сила, буду работать. Если будет смена – ради Бога. Но пока не вижу я в этом перспективы", — отмечает Майя Агрба.
Молодежь не проявляет какого-либо интереса к рыбоводству, сетует ихтиолог. Эту работу она считает специфической.
"Она все время связана с водой, это не кабинетная работа. Приходится заниматься всем, и с рабочими присутствовать во всех делах. Это одно. И зарплата – мизер", – признает специалист.
Война и мир
Во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов хозяйство прекратило работу. Рыбу продолжали содержать, пока оставались запасы корма, который раньше вагонами привозили из Днепропетровска. Когда корм закончился, по решению директора хозяйства Раждена Датовича, рыба была собрана и отправлена в гудаутский военный штаб, где находились и мирные жители.
После войны восстанавливать хозяйство пришлось практически с нуля.
"В 1996 году, благодаря директору и нашему первому президенту Владиславу Григорьевичу, мы начали работу. "Начните по возможности, и я вам помогу" — были слова нашего президента. И мы начали. Участок был в зарослях. Мы встали рядом с директором, все работники, человек десять, и все привели в чувство. Ражден Датович поехал в Нальчик и привез несколько тысяч штук икринок на стадии глазка – вот-вот должен был выходить малек. Это была радужная форель. Мы их здесь доинкубировали и начали все заново", — рассказывает Майя Агрба.
Работа держалась главным образом на энтузиазме сотрудников. В условиях оскудевшей государственной казны по мере возможности помощь оказывал первый президент республики Владислав Ардзинба. Директор Ражден Датович вкладывал всю душу и силу в восстановление хозяйства. Многие в республике знают, что в тяжелое послевоенное время Ражден Агрба продал свой личный автомобиль, чтобы приобрести корм для рыб. Только благодаря этому удалось спасти маточное стадо форели и таким образом все форелевое хозяйство.
"До развала Союза у нас было 4-5 видов форели. Их я полностью восстановил. В условиях Черной речки мы вырастили свое собственное маточное стадо черноморского лосося. Заложенную от них икру и выращенную молодь мы выпустили в реки Абхазии, в частности, в Черную речку, и 5 тысяч штук в Беслетку. Постепенно идут восстановительные работы. Сегодня мы вплотную занимаемся восстановлением участка для выращивания теплолюбивого карпа", — рассказывает почетный рыбовод России Ражден Агрба.
В конце мая Ражден Датович привез на стадии глазка три вида карпа, белого толстолобика, белого амура и небольшое количество осетра. В советское время в хозяйстве предпринимались попытки вырастить осетра, но эта теплолюбивая рыба не прижилась. Сейчас, как объяснили ихтиологи, она растет и неплохо себя чувствует.
Рыбка большая и маленькая
Изначально, в советское время, перед коллективом ставилась задача по воспроизводству черноморского лосося, а в 1950-е годы было решено параллельно заняться выращиванием товарной форели.
Ежегодно хозяйство производило от 130 до 150 тонн товарной продукции, которая, помимо Абхазии, поступала и на внешние рынки. Сегодня объем производства с первого участка форелевого хозяйства, единственного из трех задействованных государством, составляет около 20 тонн.
"При Союзе выращивали форель, карпа, толстолобика, белого амура, сазана. Но и сегодня мы восстановили эти пруды, в четырех прудах – толстолобик, сазан, белый амур, и в одном пруду у нас сидит осетр. Мы впервые посадили осетра в этом году", — рассказывает Майя Агрба.
Форелевое хозяйство содержит себя самостоятельно, бережно распределяя на год накопленные за лето средства, которых довольно скромно хватает на зарплату для 18 человек, корм для рыб и хозяйственные расходы.
В летнее время в форелевом хозяйстве много гостей – сюда приезжают и туристы, и местные жители. Это неудивительно, так как помимо красоты природы, здесь можно насладиться и вкусом жареной форели, выловленной сачком прямо из пруда. Через год посетители хозяйства смогут ловить рыбу и сами. Ражден Агрба планирует подготовить карповый пруд для рыбной ловли.