Бадрак Авидзба, Sputnik
По словам ветерана Отечественной войны народа Абхазии Эркана Кутарба, он часто смотрит на собственный портрет, нарисованный во время войны художником Русланом Габлиа.
"То, что художник изобразил меня, считаю случайностью, так как не обладаю особой статью и выразительной внешностью. Тогда нас на позиции сменили, и мы отдыхали в городе Гудаута. Мы стояли у пресс-центра, когда к нам подошел Руслан и попросил попозировать для рисунков. Он это сделал очень быстро, я даже удивился, насколько ловко он нас изобразил на бумаге", — с улыбкой говорит Кутарба.
Путь в Абхазию
Участник Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов Эркан Кутарба родился и вырос в Турецком городе Дюздже. Впервые приехал в Абхазию в 1991 году, он был в составе группы студентов, поступавших в Абхазский государственный университет. До приезда в Абхазию Эркан учился в Турции, после событий 1989 года Эркан решил вернуться на историческую родину.
"Когда у меня появилась возможность вернуться в Абхазию, я с удовольствием воспользовался ею. Я поступил в Абхазский государственный университет, меня никогда не покидала мысль вернуться на историческую родину", — вспомнил ветеран.
Во время летних каникул Эркан узнал о начале войны в Абхазии.
Эркан с группой добровольцев-репатриантов из Турции прибыл в Абхазию после освобождения города Гагра.
"К сожалению, мне не удалось приехать в Абхазию в первые дни войны, было много препятствий для этого. Когда наш самолет садился в Сочинском аэропорту, я думал, как буду смотреть в глаза своим друзьям. Конечно же, не было людей, которые упрекнули бы меня за то, что приехал в Абхазию не в начале войны, но все же я опасался, примут ли меня мои друзья", — сказал ветеран.
Приехав в Гудауту, Кутарба без подготовки вошел в состав группы, которая отправилась на фронт. До войны Эркан учился и еще не был в армии.
На войне как на войне
Эркан Кутарба не был готов к войне, но попал в группу, где были бойцы, от которых он набрался боевого опыта. Эркану тогда было всего 22 года. Группа, в которую вошел молодой репатриант, была направлена на Гумистинский фронт.
"Безусловно, война принесла много потерь, много боли, но она заставила нас сплотиться, понять, кто наш враг, кто друг. Сегодня нам не хватает такой сплоченности", — говорит ветеран.
Во время последнего боя за освобождение столицы от грузинских захватчиков, доброволец из Турции Эркан Кутарба получил ранение, и поэтому он встретил День Победы в госпитале. Группа, в составе которой воевал Кутарба, получила задание спуститься из села Шрома и помочь добровольцам с Северного Кавказа, занявшим позицию на горе недалеко от Сухума.
"Когда мы поднялись туда, нас встретило около 10 бойцов, там не оказалось группы, которая должна была помочь нам. Самое опасное во время войны — это несогласованные действия. Мы попали в засаду, противник начал стрелять по нам, ранили двоих ребят. С одним из них я оказался рядом, не мог бросить его в беде", — сказал Кутарба.
Скрываясь за кустами, Эркану удалось приблизиться к раненому, но вытащить его из-под обстрела не давал грузинский снайпер.
"Я ему сказал, чтобы он притворился мертвым, что вытащу его, когда стихнет стрельба. Вдруг я услышал голос Бахадыра Абагба. Он предложил вытащить раненого, но я ему сказал, что снайпер стреляет, немного посовещавшись, мы все-таки решили помочь раненому, не откладывая. Когда мы только подняли его, по нам начал стрелять не только снайпер, но и БМП, снаряды взрывались рядом, осколок одного из них ранил меня, потом ранило Бахадыра", — сказал Кутарба.
Раненый Бахадыр Абагба, однополчанин Эркана Кутарба, пытаясь позвать на помощь, получил смертельные ранения.
Рисунок на память
Война шла по своим правилам, гибли и военные, и мирные люди, горе приходило во многие семьи бойцов. Однако бывали моменты, когда Эркан вместе с сослуживцами отправлялся с линии фронта в тыл для небольшого отдыха, их позиции занимали другие бойцы. В один из таких дней Эркан познакомился с художником Русланом Габлиа.
"Рисунок лежит вместе с фотографиями Отечественной войны, я часто мысленно возвращаюсь к тем временам. Для меня этот рисунок очень дорог. Я, конечно, не очень хорошо разбираюсь в искусстве и не хочу давать ему оценку, но мне кажется, что на этом рисунке автор изобразил меня далеким от войны, в нем нет боли, несчастья, мое лицо напоминает человека безмятежного, впечатление такое, что оно нарисовано в мирное время. Рисунок меня очень вдохновляет", — поделился впечатлениями Кутарба.
После войны Эркан Кутарба остался жить в Абхазии. Работал некоторое время в Администрации президента республики, после чего начал работать в Государственном комитете по репатриации. Сегодня Эркан Кутарба заместитель председателя Госкомитета по репатриации. После войны Эркан Кутарба создал семью, он отец двоих детей.