СУХУМ, 14 окт – Sputnik, Наала Авидзба. Несмотря на масштабы поражения огневкой самшитовых насаждений, у экологов сохраняется оптимистичный настрой относительно возможности сохранить самшит, так как он еще живой. Об этом на заседании в Кабинете Министров сообщил директор Института экологии Абхазской Академии Наук Роман Дбар.
По его словам, необходимо серьезно подготовиться к весенней вегетации самшита. Весной, когда на деревьях будет небольшое количество листвы, они будут в самом уязвимом состоянии, отметил эколог.
"Если в тот момент мы позволим огневке уничтожить молодые побеги, это будет фатально. Тогда точно самшит, оказавшийся в течение двух лет без листвы, не сможет оправиться от этого удара", — подчеркнул Дбар.
Во время весенних обработок самшита необходимо будет применять не только химический препарат, но и различного рода ловушки. Это позволит сократить численность бабочек.
Институт экологии ведет мониторинг хищников и паразитов самшитовой огневки. Главная надежда на спасение самшита это появление естественного врага вредителя, отметил Дбар.
"Экосистема должна сама поглотить вредителя и уничтожить его, и нам нужно как можно дольше сохранить самшит, чтобы дать природе возможность собраться и включить нового вредителя в систему, в пищевые цепи", — отметил он.
Роман Дбар особо подчеркнул, что самшит без листвы не следует воспринимать как сухое дерево, которое можно срубить, а площади произрастания растения могут использоваться только в заповедных целях.
В случае если спасти поврежденный самшит не удастся, необходимо будет собрать семена самшита в горах, чтобы засеять ими пораженные огневкой территории, сообщил эколог.
Самшитовая огневка попала в Абхазию в 2012 году из Сочи. Во время стройки олимпийских комплексов Россия закупила в Италии посадочный материал для самшита из Китая, в котором было насекомое. В Абхазии проведено два этапа лечения самшита при помощи химического препарата "Димилин".
Самшит колхидский, или кавказский, — реликтовое растение третичного периода. Этот вид самый мелколистный и самый зимостойкий среди европейских самшитов, выдерживает зимние температуры до −10 °C, доживает до 600 лет, растет очень медленно, по несколько сантиметров в год.