00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
08:30
31 мин
Ажәабжьқәа 13:00
13:01
2 мин
Ажәабжьқәа
13:31
3 мин
Ҳазлацәажәаша ҳамоуп
13:34
26 мин
Новости 14.00
14:01
3 мин
Новости 14.30
14:31
3 мин
Ажәабжьқәа
18:01
3 мин
Новости
18:31
3 мин
Ажәабжьқәа
21:01
3 мин
Новости
21:31
3 мин
08:00
30 мин
08:30
31 мин
13:00
30 мин
13:30
31 мин
On air
18:00
30 мин
On air
18:30
31 мин
On air
21:00
30 мин
On air
21:30
31 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Гагра101.3
г. Гагра101.3
г. Сухум103.2
г. Гудаута105.9
г. Очамчира100.7
г. Ткуарчал102.5
г. Пицунда101.7
Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Манана Шамба: наша капелла открывала органный зал в Пицунде

© Фото : страница Мананы Шамба в FacebookВыступление Мананы Шамба.
Выступление Мананы Шамба. - Sputnik Абхазия
Подписаться
В год 40-летия Пицундского органа, Народная артистка Абхазии, солистка Абхазской государственной филармонии имени Раждена Гумба и Государственной хоровой капеллы Манана Шамба рассказала корреспонденту Sputnik о своем участии в концерте открытия Пицундского органа.

Народная артистка Абхазии, солистка государственной филармонии и Государственной хоровой капеллы, преподаватель Сухумского государственного музыкального училища имени Алексея Чичба Манана Шамба поделилась с корреспондентом Sputnik об участии в концерте открытия Пицундского органа. Беседовал Бадрак Авидзба.

 Расскажите о том, как вы впервые спели в Пицундском храме в сопровождении органа?

— В капеллу я пришла молодой певицей в 1974 году и, конечно, я хорошо помню как устанавливала орган в Пицундском храме германская фирма "Schuke"  в 1975 году. Это было грандиозное событие для культурной жизни Абхазии. Это уникальный орган по своему звучанию, второго такого нет. Наша хоровая капелла принимала участие в первом концерте с органом, в котором участвовали ведущие солисты филармонии и органисты. Для нас, тогда еще молодых исполнителей, открывать органный зал, конечно, было волнительно. В этот период в Абхазии был подъем культуры, а появление органа дополнило духовную жизнь в стране. Я считаю, что это было золотое время для нашей культуры. Не все бывшие союзные республики имели орган, не говоря уже об автономных. Удостоиться чести иметь орган в таком красивом и уникальном месте как Пицунда, конечно, было очень весомо. 

 Как шла подготовка к концерту открытия органного зала?

— У нас был замечательный дирижер Вадим Анатольевич Судаков. Для всего коллектива подготовка к концерту шла очень напряженно. Все сборные репетиции всегда идут сложно, потому что много коллективов, много солистов. Приходилось много раз ездить в храм для репетиций, иногда оставались там и готовились к предстоящему концерту. Это все было волнительно и нервозно. Была большая ответственность потому что мы знали, что на концерт должны прийти высшие партийные чиновники. Я помню от волнения и губы дрожали и голос.

 Как зрители восприняли первый концерт в храме?

— Для местной публики органная музыка была экзотикой, но зрители сразу приняли инструмент.

Концерт был грандиозный, в нем принимали участие и наша капелла, и большой симфонический оркестр, и солисты филармонии, и такие замечательные певцы как Людмила Логуа, Ардашил Авидзба, Борис Амичба, и музыканты из Тбилиси. У нас тогда не было своих абхазских органистов, первым исполнителем на Пицундском органе был Гарик Коняев, он сейчас живет в Германии. 

 Какими особенностями обладает инструмент в пицундском храме?

— Музыканты единогласно считают, что орган в Пицунде-один из лучших инструментов в Европе. Нам приходилось много гастролировать по Европе и по России. Могу вас заверить, что по своему звучанию второго такого инструмента нет нигде. 

 Как вы оцениваете разговоры о том, что орган стоило бы вынести из храма и разместить его в концертном зале, который нужно будет построить?

— Орган построен под акустику этого храма. Если перенести его в другой храм, или же в другое помещение, то он не будет звучать, а просто умрет, потому что органы имеют свои особенности. Это не рояль, чтобы можно было перетаскивать его по своему желанию. Мы артисты, конечно, понимаем чаяния наших батюшек, которые говорят о том, что в православной церкви не должно быть органа, но это было сделано не нами и то, что уже сделано, надо сохранить. Пицундский храм — единственный акустический зал в республике. Нельзя допустить того, чтобы инструмент вынесли из храма, ведь орган в пицундском храме привлекает туристов. Кто хоть раз был в Пицунде ассоциирует его с храмом, в котором есть орган. Без органа город многое потеряет. 

 Есть ли дети, в Сухумском государственном музыкальном училище, обучающиеся игре на органе?

— Мы ведем обучение игры на фортепиано. Уже в дальнейшем дети могут перейти на органное исполнение. Если бы у нас был маленький орган для обучения, то это упростило бы задачу. 

 Как вы оцениваете перспективу появления органов в других храмах республики?

— Были разговоры о возможности размещения органа в Сухумском католическом храме. Но из-за небольших размеров зала было решено отказаться от этой идеи. Я считаю, что эту идею можно было реализовать и разместить там орган, который соответствовал бы залу. Я думаю, что соприкосновение с таким инструментом может только улучшить нашу жизнь.  

Лента новостей
0