СУХУМ, 4 ноя —Sputnik. Совместный с Россией Информационно-коммуникационный центр МВД должен стать серьезным подспорьем в работе правоохранительных органов Абхазии, заявил генпрокурор республики Алексей Ломия на расширенном заседании коллегии органов прокуратуры Абхазии, которое состоялось в Сухуме на минувшей неделе.
По мнению руководителя Генеральной прокуратуры Республики Абхазия, "многие годы изменить криминогенную ситуацию в стране не удается, показатели работы правоохранительных органов остаются на прежнем уровне, когда раскрывается только треть зарегистрированных преступлений".
Алексей Ломия привел статистические данные. Так, за девять месяцев 2015 года зарегистрировано 1044 преступления, из них 667 – хищение чужого имущество, кражи – 564, грабежи – 68, разбои — 34, и если сравнивать эти показатели с аналогичным периодом прошлого года, то преступлений было зарегистрировано на 370 больше.
Больше стало также тяжких и особо тяжких преступлений: за 9 месяцев текущего года уже зарегистрировано 575 таковых (среди них — 9 убийств), что на 217 больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Рост количества зарегистрированных преступлений, по словам генпрокурора Абхазии, объясняется усилением прокурорского надзора за регистрационным учетом органов внутренних дел и привлечением к уголовной ответственности работников милиции за укрытие учета преступлений, а также увеличением числа туристов в стране.
В то же время Алексей Ломия обратил внимание руководства МВД и прокуроров и на другие недостатки в работе органов прокуратуры. "Мы все на протяжении многих лет работаем хаотично, наши совместные действия неконкретны, непоследовательны. Имеет место быть разобщенность оперативных служб и отсутствие взаимодействия со следственными органами", — отметил генеральный прокурор.
Причины, препятствующие раскрытию преступлений, по словам Ломия, связаны, в первую очередь, с недостатками в организации работы оперативных подразделений. В частности, генпрокурор отметил, что между ведомствами происходит недостаточный обмен информацией.
"Каждый сотрудник милиции должен нести ответственность за порученный ему участок работы и нести персональную ответственность за невыполнение возложенных на него обязанностей, — считает Алексей Ломия. — Именно в таком случае можно будет переломить сложившуюся ситуацию".
Генпрокурор также подчеркнул, что при расследовании и раскрытии преступлений неоценим вклад криминалистических учетов при формировании доказательной базы. По его мнению, "одна из причин низкой раскрываемости преступлений заключается в отсутствии современных требований центра криминалистических учетов".
Алексей Ломия выразил уверенность в том, что наладить такой учет поможет создание совместно с Россией специального и оснащенного современным оборудованием Информационно-координационного центра МВД, и его эффективная работа займет особое место среди информационных ресурсов правоохранительных органов. "А при расследовании неочевидных преступлений ИКЦ является наиболее эффективным инструментом", — подчеркнул генеральный прокурор.
Ранее в СМИ республики сообщалось, что совместный Информационно-координационный центр органов внутренних дел Абхазии и России будет расположен в городе Сухум, а его основными задачами станут, во-первых, организация обмена оперативно значимой информацией с правоохранительными органами двух стран, во-вторых, формирование и ведение специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, противоправная деятельность которых затрагивает интересы сторон и, в-третьих, содействие в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора.
Впрочем, круг задач ИКЦ МВД не ограничивается названными выше основными задачами, которые, как я полагаю, должны быть зафиксированы в специальном Соглашении между Республикой Абхазия и Российской Федерацией, подписание которого ожидается до конца года. Не менее важны неформальные контакты абхазских и российских правоохранителей и, прежде всего, оперативников и сотрудников органов прокуратуры с целью обмена опытом.
Не секрет, что российская система учета преступлений и анализа криминогенной обстановки, а также проведения эффективных оперативно-розыскных мероприятий начала создаваться еще в 90-е годы прошлого века и к настоящему времени достигла серьезных результатов. Так что абхазским правоохранителям есть чему поучиться у российских коллег, а российским правоохранителям есть чем помочь своим коллегам из Абхазии.
Так, согласно статистическим данным, приведенным в докладе генерального прокурора Абхазии на заседании коллегии органов прокуратуры республики, большую часть преступлений в Абхазии составляют преступления против имущества граждан: грабежи, квартирные кражи. И подобные преступления, как правило, требуют подготовки и исполнения в составе группы лиц. То есть речь идет о наличии в республики так называемых ОПГ — организованной преступности, с которой в той же России борются довольно успешно.
В небольшой по размерам Абхазии ОПГ могут быть вычислены и ликвидированы в кратчайший срок в случае, если резко возрастет уровень доказательной базы. Ведь не секрет, что многие "домушники" и любители промышлять грабежом и мошенничеством среди приезжих в республику туристов известны, вот только для возбуждения уголовных дел правоохранительным органам не хватает доказательной базы.
Полагаю, что с созданием современного ИКЦ, оборудованного по последнему слову техники, такая база появится. Думаю, что с созданием в республике ИПЦ появятся не только новые рабочие места с достойными зарплатами, но и возрастет спрос на специалистов высокой квалификации, что, в свою очередь, подтолкнет к развитию и освоению современных методов работы всю правоохранительную систему страны.
Еще одним важным направлением обмена опытом, а также осуществления совместных оперативно-розыскных мероприятий может стать взаимодействие абхазских и российских правоохранительных органов в деле раскрытия и пресечения подрывной деятельности различных зарубежных агентур в Республике Абхазия.
Не секрет, что грузинские спецслужбы при поддержке структур НАТО и западных спецслужб делают все возможное для того, чтобы дестабилизировать политическую обстановку в республике, повысить уровень криминогенной опасности в стране и дискредитировать органы власти и, в первую очередь, силовые структуры республики.
Одним из ключевых направлений криминализации обстановки в Абхазии становится во многом целенаправленная наркотизация населения (в особенности, молодежи).
На заседании коллегии органов прокуратуры Абхазии Алексей Ломия отметил, что распространение наркотиков и психотропных веществ в республике вызывает серьезную обеспокоенность, так как за девять месяцев текущего года было зарегистрировано 95 преступлений в этой сфере, что на 33 больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Соответственно, учитывая рост распространения и употребления в республике наркотиков, генеральный прокурор предложил практиковать периодическую ротацию сотрудников Управления по контролю над оборотом наркотиков или же передать некоторые их функции СГБ.
Действительно, рост темпов наркотизации абхазского общества представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности страны, и для борьбы с этой опасностью нужны серьезные меры – не только создание ИКЦ МВД с Россией (что позволило бы вести учет криминогенной обстановки в сфере распространения и транзита наркотиков), но также серьезные мероприятия по охране границ, в первую очередь, морских, а также разного рода профилактические меры при непосредственном участии всех силовых структур и руководства республики.
Полагаю, что ИКЦ мог бы быть наделен полномочиями оперативно-розыскной деятельности, как минимум, в вопросах, касающихся распространения в республике наркотиков и контроля за криминогенной обстановкой на таможне и на границе в целом (выявление фактов коррупции, контрабанды и других злоупотреблений), а в идеале и в иных вопросах, имеющих первостепенное значение с точки зрения обеспечения национальной безопасности в Абхазии. К таким вопросам относятся, в частности, преступления на почве коррупции, противодействие политическому экстремизму и подрывной деятельности в республике западной агентуры, ряд других.
Напомню, что вопрос о создании в Сухуме совместного абхазско-российского ИКЦ МВД находится на контроле у президента Республики Абхазии. Так, еще 9 октября 2015 года Рауль Хаджимба в ходе представления коллективу МВД нового главы Леонида Дзапшба заявил, что Соглашение с российской стороной о создании информационно-координационного центра органов внутренних дел будет подписано.
"Хватит спекуляций на эту тему, — заявил тогда глава государства. — Соглашение будет подписано вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет. Это возможность исправить положение дел в нашей стране. Проект соглашения мы настолько изменили, что менять уже нечего. Те, кому это не нравится, могут об этом говорить, но мы с вами должны это соглашение реализовать. Это та возможность, которая позволит МВД совершенно по другому вести работу в борьбе с криминалом".
Вместе с тем, следует отметить, что в процессе обсуждения с российской стороной проекта Соглашения о создании в Республике Абхазия ИКЦ МВД, из текста Соглашения – по инициативе абхазской стороны — исчезли некоторые принципиально важные пункты.
В частности, Информационно-коммуникационный центр уже вряд ли получит полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности даже по ряду направлений. Не достигнуты договоренности и о создании на базе ИКЦ криминалистической лаборатории, что станет серьезным минусом с точки зрения осуществления Центром основной задачи – расширении доказательной базы системных и иных преступлений в республике.
Подобная, мягко говоря, осторожная позиция была бы объяснима на фоне снижения уровня преступности в республике, но в нынешней ситуации — после оглашения генеральным прокурором Абхазии статистических данных, свидетельствующих о серьезном ухудшении криминогенной обстановки в стране, — подобная позиция вызывает ряд вопросов, на которые у автора этих строк пока нет ответа.
Но не будем торопиться с выводами. Соглашение пока не подписано, ведь в республике (и за ее пределами) все еще и пока что, как я полагаю, немало сил, которые намерены помешать его подписанию абхазской стороной. Фактически все сегодня упирается в способность и готовность президента Абхазии и руководителей правоохранительных органов республики проявить волю в вопросе борьбы с коррупцией и организованной преступностью. И я верю, что такая воля будет проявлена.