Евразийская интеграция как инструмент развития

Cергей Беляков
Cергей Беляков - Sputnik Абхазия
Подписаться
О процессе глобализации и интеграции в современном мире рассуждает кандидат экономических наук, заместитель руководителя Научного совета Института ЕврАзЭС Cергей Беляков.

Cергей Беляков, Sputnik

Сегодня в мире реализуются две интеграционные модели, связанные с двумя типами глобализации. 

Глобализация по-американски предполагает интеграцию как можно большего числа стран в предлагаемую США пирамиду имперских, по своей сути, зависимостей – когда вокруг центра-ядра выстраивается целая система периферий. Так формировалось НАТО (военная интеграция), так развивается Европейский союз, который, как мы видим сегодня, оказался под колпаком США и мировой банковской системы, так формируются сегодня Транстихоокеанская и Трансатлантическая зоны свободной торговли.

Абхазию, РФ и РЮО беспокоит усиление взаимодействия Грузия-НАТО

Существует и альтерглобалистский проект, о котором, в частности, говорили в своих выступлениях на 70 сессии Генеральной Ассамблеи ООН Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Этот проект не отрицает глобализации, но предлагает однополярному миру альтернативу – многополярный мир, в рамках которого могут и должны происходить интеграционные процессы иного, не имперского типа.

На не-имперской основе происходит интеграция ряда не-западных стран (в рамках БРИКС и ШОС), а также бывших советских республик – в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 

Человеку несведущему может показаться, что в ЕАЭС все вертится вокруг Москвы и России – по аналогии с тем, как в западной цивилизации все вращается вокруг Вашингтона и США. Но если копнуть глубже и разобраться в устройстве руководящих органов, способе принятия решений, механизме подписания договоров и других процедурных вопросах, выясняется, что ЕАЭС принципиальным образом отличается от, например, Европейского союза.

Участники антиправительственного митинга в Кишиневе размахивали флагами ЕС

Главное отличие заключается в том, что в ЕС всем заправляет так называемая европейская бюрократия, которая по своему статусу и возможностям выше и сильнее национальных правительств. При том, что она сама тысячью незримых нитей – институционально, политически и финансово зависима от Госдепа, ЦРУ, Пентагона и ведущих ТНК.

В ЕАЭС все определяют национальные субъектности: не бюрократия, а президенты входящих в Евразийский экономический союз стран. И все решения принимаются в нем консенсусом – независимо от размеров и экономического веса членов ЕАЭС. 

Вот этот принцип равноправия и реализуемой на деле многополярности предполагает принципиально иной – в сравнении с евроамериканским — тип взаимодействия и интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Что мы видим в Евросоюзе? Стремление архитекторов Общеевропейского дома выстроить пирамиду (когда в Европе всем заправляет Германия, которой, в свою очередь, заправляет евробюрократия, которой, в свою очередь, управляет Госдеп) привело, c одной стороны, к полной зависимости окраин от центра, с другой — к пассивности этих окраин и накоплению в них факторов деградации.

Ребенок катается на велосипеде на фоне символики ЕС. Архивное фото. - Sputnik Абхазия
СМИ: ЕС не хочет давать обещаний Грузии относительно евроинтеграции

К примеру, страны Восточной Европы, а также балканские и некоторые южные страны ЕС, отдав все на откуп евробюрократии, естественным образом надеялись на структуры ЕС и Германию как на локомотивы развития, то есть – на донорство с их стороны и разного рода преференции.

Так и было поначалу, когда руководство ЕС провозгласило принцип "подтягивания" периферийных стран до уровня развитых европейских и разработало многочисленные программы "реформ". На деле оказалось, что ряд стран (входящих в ЕС или стремящихся войти в него) полностью утратили свой суверенитет и оказались странами банкротами (Болгария, Греция, Босния и Герцеговина, Косово, Молдова, Украина), часть – оказалась по уши в долгах перед международными кредиторами и в состоянии перманентного кризиса (Испания, Португалия, Исландия, Румыния, страны Прибалтики и т.п.)

На постсоветском пространстве условия для интеграции изначально были несравнимы с теми, что имелись в Европе. Достаточно сказать, что даже в России уровень жизни почти в три раза ниже, чем, к примеру, в Германии. И этот факт сыграл злую шутку с той же Украиной, где часть элит посчитала его главным аргументом в пользу евроинтеграции.

Стремление одним махом – при помощи евродонорства – решить свои проблемы привело к тому, что Украина получила вместо ожидаемой помощи от ЕС зависимость от еврокредиторов, при этом разорвав отношения с основными своими стратегическими партнерами – Россией и ЕАЭС и лишив себя тем самым перспектив развития на долгие десятилетия.

Штаб-квартира НАТО - Sputnik Абхазия
Кремль предупреждал об опасности присутствия НАТО на границах с РФ

Чего не поняли или не захотели понимать украинские элиты?

Того, что евразийская интеграция не означает роста зависимостей от России, но предполагает рост возможностей. Россия и страны ЕАЭС – это единые, давно сложившиеся и суверенные народохозяйственные связи, и это гарантированный рынок сбыта производимой продукции, от чего больше всего выигрывают малые страны – Белоруссия, Киргизия, Армения.

Сегодня в мире, в условиях перепроизводства, нет проблем с импортом, но существуют проблемы с экспортом. Гарантированный рынок сбыта – важнейшее условие развития любой страны. Конечно, Киргизия могла бы и дальше кормиться на транзите китайских товаров в соседние страны, но в этом нет развития. А без развития любая страна обречена на социальную деградации и "революцию" маргиналов. Вот почему важно, чтобы элиты той же Киргизии или Армении не полагались на донорство со стороны России, порождая паразитические настроения в массах, но стремились использовать в национальных интересах открывающиеся через развитие интеграционных связей возможности.

Столтенберг: НАТО рассмотрит заявку от Украины на общих основаниях

Это в равной степени относится и к непризнанным государствам вроде Абхазии. Да, Россия готова помогать Абхазии и уже делает это. Но бесконечно полагаться на эту помощь бесперспективно. Реальное развитие республики – экономическое и социальное – возможно только в том случае, если и когда элиты и народ Абхазии достаточно быстро решат следующие задачи:

а) когда они сделают однозначный выбор в пользу евразийской интеграции и перестанут заниматься демагогией на тему "сохранения национального суверенитета", которому ЕАЭС не угрожает и угрожать не может по причинам, изложенным выше;

б) когда народ и элиты прекратят делить власть и вести бессодержательные дискуссии на улицах и перейдут к разработке профессиональной Программы социально-экономического развития республики, нацеленной на то, чтобы использовать в национальных интересах открывающиеся в процессе евразийской интеграции возможности;

в) когда и власть, и оппозиция консолидируются вокруг действующего президента с целью реализации конкретных проектов развития;

г) когда руководство страны отнесется со всей серьезностью к выполнению Договора Республики Абхазия с Россией и вытекающих из него соглашений, касающихся формирования в Республике должного инвестиционного климата, а также решения вопросов, связанных с обустройством границ, организацией эффективного взаимодействия по линии МВД, СГБ и МО, после чего в Абазию подтянутся и РАН, и стратегические инвесторы.

Достойное место в евразийском проекте не дают. Его берут. Как это сделала, к примеру, Армения, которая со все возрастающей активностью начинает использовать преимущества евразийской интеграции для развития своей экономики, несмотря на сложное географическое положение и активную подрывную деятельность в ней западных спецслужб.

Назарбаев ратифицировал договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС

Давно известно, что Абхазия может развиваться как "фабрика здоровья" для всего СНГ, но полагаться на то, что программу развития туротрасли и санаторно-курортного обслуживания для республики подготовит Россия или некая евразийская бюрократия, глупо. Это может сделать только сама республика. 

Россия – безразмерный рынок для продуктов питания, производимых в Абхазии. Но кто построит в Абхазии современные аграрные комплексы или организует гастрономический туризм, если в республике для этого нет соответствующей правовой базы, и вместо того, чтобы создавать такую базу, некоторые парламентарии и чиновники по-прежнему занимаются в основном дискуссиями на тему "что такое хорошо, и что такое плохо"?

Будущее Абхазии сегодня в руках самих абхазов. А Россия и ЕАЭС – всего лишь неограниченные возможности для развития республики, которыми целесообразно воспользоваться. Нужно понимать, что существующие возможности – не угроза самобытности и суверенности Республики Абхазия, а подарок судьбы. Тем более что никакого другого окна возможностей, кроме евразийского, у Абхазии в XXI веке нет и не будет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0