СУХУМ, 17 ноя — Sputnik. Президент Франции Франсуа Олланд в понедельник в своем первом выступлении перед конгрессом призвал уничтожить "Исламское государство", создав единую международную коалицию и проведя резолюцию СБ ООН по борьбе с терроризмом, а также укрепить национальную безопасность, изменив конституцию и приняв ряд соответствующих законопроектов.
На волне
Французский конгресс — выездное заседание двух палат парламента, Национального собрания и Сената, которое традиционно проходит в знаменитом Версальском дворце, бывшей резиденции французских королей.
Конгресс собирают редко — лишь для внесения поправок в конституцию, одобрения решения о принятии в ЕС нового государства либо для специального обращения президента к парламенту. Поэтому для Олланда этот момент, безусловно, исторический.
Будучи опытным политиком, непопулярный и критикуемый в мирное время Олланд прекрасно понимает, какие возможности открываются перед ним в неспокойный период, и поэтому после терактов 13 ноября с уверенностью предлагает стране образ сильного, решительного и готового к активным действиям президента Республики.
"Франция в состоянии войны. Нападения, совершенные в пятницу вечером в Париже и у "Стад де Франс" являются актами войны. Это атака на нашу страну, наши ценности, нашу молодежь, наш образ жизни", — так он начал свою речь перед конгрессом.
Глава государства сразу подчеркнул, что войну Франции объявило "Исламское государство", которое нужно не просто сдержать и подавить, а уничтожить, чтобы обеспечить безопасность других народов мира, поскольку ИГ несет в себе угрозу всем без исключения.
Шажок в сторону России
По словам Олланда, задача уничтожения ИГ касается всего мирового сообщества. "В этой связи я призываю Совет Безопасности ООН собраться в кратчайшие сроки для принятия резолюции, подтверждающей общее стремление бороться с терроризмом", — сказал он.
Президент напомнил, что ВВС Франции накануне нанесли удары по главному центру ИГ в Эр-Ракке и пообещал увеличить интенсивность атак в будущем. Однако чтобы победить ИГ, нужно объединить под одни знамена всех, кто готов сражаться с террористами, нужна крупная и единая — Олланд сделал на этом акцент — международная коалиция.
"Именно с этой целью я в ближайшие дни проведу встречи с президентом (США Бараком) Обамой и президентом (России Владимиром) Путиным, чтобы объединить наши силы и достигнуть результата, которого иначе мы слишком долго будем ждать", — заявил глава государства.
Он также позволил себе один намек, который необходимо упомянуть, поскольку одним из камней преткновения в ходе международных переговоров все время была и остается судьба президента Сирии Башара Асада, и до сегодняшнего дня французы жестко настаивали на первоочередности его ухода как обязательном условии.
"В Сирии мы неустанно и решительно ищем политическое решение, частью которого Асад быть не может, но наш враг, наш враг в Сирии — это "Исламское государство", — сказал Олланд.
Поправки в конституцию и другие предложения
Касаясь вопросов внутренней безопасности страны, Олланд предложил парламентариям как можно быстрее проголосовать за продление до трех месяцев режима чрезвычайного положения в стране, введенного после терактов в Париже. Сделать это нужно для того, чтобы развязать руки силовикам, которые расследуют теракты и выявляют потенциальных джихадистов. Однако принятое в середине прошлого века законодательство позволяет кабмину ввести ЧП лишь на 12 дней.
В целом несоответствие законодательства страны современным вызовам побудило Олланда предложить парламентариям изучить возможность пересмотра конституции. В частности, он предложил переработать порядок наделения президента особыми полномочиями, а также введения осадного положения в случае непосредственной угрозы безопасности страны.
В числе других предложенных изменений усиление пограничного контроля, создание новых рабочих мест в полиции, судебной и пенитенциарных системах. Глава государства также предложил принять давно продвигаемые правыми меры по лишению осужденных джихадистов с двойным гражданством французских паспортов и выдворению их из страны либо помещению под жесточайший контроль.