Изучение опыта мировых реформ показывает, что ни одна из них не обошлась без лидера исторического масштаба — человека, сумевшего определить главные задачи и повести общество к их достижению. Для Франции двадцатого века – это Шарль де Голль. В годы Второй Мировой войны генерал стал символом сопротивления нацизму. Он, в отличие от многих, не смирился с капитуляцией Парижа в сороковом году. Именно де Голль возглавил правительство Франции после ее освобождения от фашистской Германии и сразу сделал ставку на сильную исполнительную власть, когда "парламентские дебаты не мешают заниматься реальной работой по возрождению страны".
Он считал, что правительство должно формироваться не партиями, а стоящим над ними политиком, получившим мандат доверия, непосредственно от народа. Сам де Голль такой мандат получил. Первые его действия на посту Председателя правительства были стремительны. Убежденный антикоммунист, он сделал все возможное, чтобы не дать левым перехватить инициативу. Прежде всего, объявляет о разоружении всех формирований Движения Сопротивления — "В государстве должна быть только регулярная армия!». Эта мера казалась незаслуженно обидной для людей, освободивших свою страну, но эффективной с точки зрения укрепления стабильности. Будучи человеком военным – де Голль выразил свое экономическое кредо знаменитой фразой: «интендантство пойдет следом". Дискуссии о степени вмешательства государства в хозяйственную жизнь его не слишком занимали. Больше волновало другое – Франция должна строго идти по пути, определенному железной рукой власти. Первые километры прошли с лозунгом: "Модернизация или смерть!". Ситуация действительно была сложной. Железные дороги не работали. Промышленность загружена едва на треть. Люди голодали. Идеологической основой реформ стал патриотизм, а экономической – планирование. Под покровительством государства французская промышленность проводила перегруппировку сил, реконструкцию производства, создавало новые конкурентоспособные на внешних рынках отрасли. По мере продвижения вперед, экономика все меньше нуждалась в опеке власти, а политики в опеке чрезмерно авторитарного генерала. На начальном этапе модернизации де Голлю не удалось реализовать задуманную им политическую реформу. Как человека последовательный, он решил уйти в отставку. Уйти, чтобы вернуться в 1958 году – двенадцать лет спустя.
За это время правительства, меняющиеся чередой, не смогли обеспечить политическую стабильность. Найти решение колониальной проблемы. Вооруженное восстание в Алжире особо отчетливо выявило неспособность режима Франции дать адекватные ответы на вызовы времени. Недовольство нарастало и в армии. Шарлю де Голлю суждено было стоять во главе своей любимой Франции еще десять лет. Страна стала президентской республикой. Генерал нашел достойное решение Алжирской проблемы – мужественно отказавшись от колониальных владений. Сумел подавить ультранационалистические настроения внутри республики. Еще один решительный шаг де Голля – выход Франции из военного блока НАТО и¸ соответственно, из-под прямого влияния Соединенных Штатов. В экономике он продолжил структурную перестройку. В частности, разрушал монополию в одних отраслях и укреплял в других, особенно, работающих на экспорт. Широко применялись методы государственного планирования. Но, разумеется, оставалось много нерешенных задач, особенно в социальной области, что привело к забастовкам рабочих. Ситуация осложнилась и массовыми выступлениями студенчества. На улицах Парижа развернулась самая настоящая война между полицией и радикально настроенной молодежью. В результате, наступил политический кризис, и в 1968 году без речей и прощальных церемоний Шарль де Голль вынужден был уйти в отставку. Но то, что он сделал, осталось и в его биографии и в истории Франции.