По словам эксперта, проект "Турецкий поток", скорее всего, реализован не будет.
"Никаких контрактов по этому проекту заключено не было, – рассказал Юшков. – Проблема была в политической плоскости. Когда в апреле проходили выборы, партия Эрдогана не смогла набрать большинства и, соответственно, не смогла сформировать правительство. Поскольку правительства как такового не было, соответственно, некому было подписать межправительственное соглашение о строительстве газопровода "Турецкий поток".
В отсутствии межправительственного соглашения, "Газпром" и турецкая государственная газовая компания "Botas" не подписывали контракт на будущий срок на поставку газа со скидкой, которая была обещана Турции в случае строительства газопровода. Единственный пакет контрактов на поставку газа в незначительных объемах "Газпром" подписал с частными турецкими компаниями. Причем, контракты долгосрочные – до 2020 и даже 2096 года.
"Поэтому получается, что южное крыло российских обходных газопроводов вокруг Украины, в принципе, срывается, – констатировал аналитик. – "Южного коридора" не будет, потому что Болгария (под нажимом ЕС) отказала, а с Турцией испортились отношения. Румыния – не вариант. Там рядом акватория Украины, что означает дополнительные риски. К тому же, Румыния – еще более политически несамостоятельная страна, чем Болгария. Поэтому зачем с ними договариваться?"
По мнению эксперта, для поставок российского газа в Европу достаточно и "северного коридора".
"Сейчас из 55 миллиардов кубов через него прокачивается 32, – сказал Игорь Юшков. – Больше 20 миллиардов кубов мощности простаивает. Поэтому, если построить "Северный поток-2" на 55 миллиардов кубов и загрузить на 100%-ную мощность "Северный поток-1", этих объемов хватит, чтобы отказаться от экспорта через Украину".
Однако сама Турция, по словам эксперта, очень зависима от поставок российского газа, обеспечивая больше половины потребностей страны.
"27 миллиардов кубов газа в Турцию идет из России, – сообщил эксперт. – Найти им замену на рынке сейчас очень-очень сложно. И физически это невозможно сделать одномоментно, потому что газопроводов им никто не поставит. У Азербайджана и Ирана просто нет таких возможностей – сначала надо разрабатывать месторождения. А Туркмении нужно строить газопровод через Каспийское море. А против этого выступают Иран и Россия".
Выходом мог бы стать сжиженный газ, отметил Юшков. Но на сегодняшний день в Турции существует только один терминал для приема сжиженного газа, который и без того задействован на поставки из Алжира, Нигерии, Тринидада и Тобаго.
"Я думаю, что нынешние поставки газа в Турцию не прекратятся, – заключил Игорь Юшков. – Газ идет и будет идти, потому что Россия всегда исполняла свои контрактные обязательства. Даже во время войны с Грузией, в эти восемь дней, поставки газа из России в Грузию не прекращались. Нас всегда обвиняют в использовании поставок газа в качестве политического оружия, но Россия, в отличие от других стран, этим не занимается".