Александр Хроленко, Sputnik
Договор между Россией и Абхазией о союзничестве и стратегическом партнерстве, подписанный в ноябре 2014 года, отражает развитие союзнических отношений Абхазии и России, дальнейшее укрепление региональной безопасности. Федеральный закон РФ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве" подписан в феврале 2015 года.
Правительство и парламент Абхазии одобрили доработанный проект Договора с Россией о союзничестве и стратегическом партнерстве в ноябре 2015 года. Необходимость доработки возникла из-за противоречий некоторых положений документа с Конституцией Абхазии.
Документ предусматривает формирование общего пространства обороны и безопасности, в том числе с помощью создания совместной группировки войск двух государств, которые будут подчинены объединенному командованию. Договор касается силового блока, пограничных, таможенных структур, экономики, и не затрагивает государственной независимости, политических институтов Республики Абхазия.
Коллективная оборона
Межгосударственные договоры существовали и ранее. Что изменилось во всех сферах жизни настолько, что потребовались принципиальные корректировки договоренностей, вплоть до слияния оборонных потенциалов Абхазии и России?
Обострилась военно-политическая обстановка в Европе. Экспансионистское движение Запада на Восток привело к государственному перевороту и гражданской войне на Украине. Растущее давление Североатлантического альянса в разных формах ощущается в государствах Балтии и на Южном Кавказе. В 2014 году конгресс США едва не наделил Грузию статусом основного союзника вне НАТО. Однако партнерские отношения развиваются и в других направлениях. По имеющейся информации, некоторые граждане Грузии воюют в рядах ИГ на Ближнем Востоке, и они могут вернуться на Южный Кавказ. И по-прежнему НАТО призывает Россию отказаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии, будто исторический выбор народов – не в счет.
Эти вызовы требуют системного ответа. Россия отразила оборонные и союзнические приоритеты на Южном Кавказе в новой редакции Военной доктрины. В частности, пункты про союзнические отношения с Абхазией и Южной Осетией – появились впервые. Для сдерживания и предотвращения военных конфликтов Россия рассматривает также расширение круга государств-партнеров, в том числе членов БРИКС (нововведение в Военную доктрину), ОДКБ, СНГ, ОБСЕ и ШОС.
Договор России с Абхазией предусматривает право на коллективную оборону и совместное отражение агрессии в случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или группы государств. Время деклараций прошло. Для эффективной реализации права на коллективную оборону и совместное отражение агрессии необходимо в сжатые сроки создавать объединенную группировку войск (ОГВ) двух стран. На этом участке истории только враги Абхазии и России могут говорить о вреде совместного оборонного пространства.
Модернизация армии
НАТО и Грузия по-прежнему не признают Республику Абхазия. Потенциальный противник за рекой Ингур при поддержке альянса наращивает высокотехнологичные вооружения, отрабатывает современную тактику. Не исключено, что на сопредельной территории учебный центр НАТО (создан в 2015 году) и биологическая лаборатория ВМС США (открыта в 2013 году) связаны не только географически, но и тактикой боевого применения. Готова ли Армия Абхазии к подобным вызовам?
Если завтра война, Абхазская Армия не сможет эффективно оборонять свою страну – оружие устарело, и тактика соответствует возможностям оружия. Щедро политая кровью своих сыновей Страна Души может оказаться беззащитной. Массового воинского мужества и героизма для победы недостаточно. Уровню угроз и требованиям времени отвечает модернизация национальной армии и создание объединенной группировки войск.
Срок действия Соглашения об ОГВ равняется сроку действия Договора (10 лет). Вероятно, соглашение детально регламентирует порядок создания на основе 7-й российской военной базы и подразделений ВС РА объединенной группировки и ее использования. Решение о применении ОГВ, безусловно, будут принимать верховные главнокомандующие Абхазии и России.
Основная цель ОГВ – предупреждение вооруженного нападения на Россию или Абхазию, прикрытие государственной границы, различные виды военной защиты. При этом целесообразно целиком включить силовой блок Абхазской Армии в состав ОГВ, ведь современные войска действуют комплексно, руководствуясь единой тактикой, под единым командованием.
Армия – это живой организм, который постоянно развивается, и это сложнейшая военная техника, требующая особых навыков управления. На плановую трехлетнюю модернизацию абхазской армии только в 2015 году Россия выделила 5 млрд. рублей. Задумано поэтапное переоснащение современными видами вооружения, унификация стандартов военного управления, материально-технического обеспечения, денежного довольствия и социальных гарантий военнослужащих. После вхождения в состав ОГВ материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Республики Абхазия будет доведено до уровня Российской Армии.
РФ готова предоставить высокотехнологичные имущественные комплексы военного назначения, построить казармы. Однако Абхазскую армию необходимо сначала подготовить. Иначе деньги будут потрачены впустую (технику под открытым небом сломают или разворуют, казармы придут в негодность). Созданные Российской Федерацией на территории Республики Абхазия имущественные комплексы могут быть переданы в собственность ВС РА только после обучения абхазских военнослужащих правилам эксплуатации, освоения новых технологий в хорошо оснащенной Российской Армии, которая сегодня реально противостоит угрозам со стороны НАТО.
Кроме оборонных резонов, просматриваются и экономические бонусы – развитие и рост национальной армии будут способствовать снижению безработицы, в Абхазии воинская служба всегда считалась достойным занятием мужчин. Население республики превышает 240 тысяч человек, и это серьезный мобилизационный потенциал.