Российский фронтовой бомбардировщик Су-24 был сбит над сирийской территорией на высоте более шести километров, что исключало саму возможность использования для этих целей переносного зенитного ракетного комплекса со стороны радикалов-исламистов. "Удар в спину" был нанесен военно-воздушными силами Турции, которые вместо борьбы с радикальной организацией "Исламское государство" (Анкара участвует в возглавляемой США антитеррористической коалиции по борьбе именно с этой организацией) устроили засаду на российский боевой самолет.
Хуже того, в этой операции были задействованы подконтрольные турецким спецслужбам бандформирования и средства массовой информации, которые заранее проникли на сирийскую территорию (а находились они именно там) и имели полную информацию о возможном месте и времени уничтожения российского бомбардировщика Су-24. Потом была организована охота на российских пилотов, с целью, по-видимому, сокрытия следов преступления. По некоторым данным, в этом был задействован турецкий спецназ.
Гибель российского пилота и морского пехотинца из поисково-спасательной команды в Москве были расценены как пособничество терроризму.
Крайне неубедительны и голословны заявления турецкого руководства о том, что оно не знало о принадлежности указанного самолета. По линии Минобороны России американцы заблаговременно получали полную информацию о маршрутах и высотах полета российских боевых самолетов в небе над Сирией. Несомненно, что она доводилась до всех активных участников антитеррористической коалиции.
Дав команду на уничтожение российского бомбардировщика, президент Реджеп Эрдоган попытался создать бесполетную зону в приграничном к Турции сирийском районе, что позволяло бы Анкаре не только расширить свое влияние на территорию Сирийской Арабской Республики, но и обеспечить там защиту подконтрольных турецкой стороне бандформирований. При этом были использованы те же ультимативные методы, что ранее были применены по отношению к американцам и европейцам. Так, США в обмен на аренду турецкой авиабазы "Инджирлик" были вынуждены молчаливо согласиться на вооружение Анкарой сирийских туркоманов и их размещение на сирийской территории.
В отношении ЕС предметом шантажа со стороны Турции стала проблема беженцев. Причем миграционный кризис, который, по мнению многих экспертов, был искусно спровоцирован Анкарой, уже принес ей серьезные дивиденды в виде смягчения визового режима для турецких граждан в ЕС и в ближайшем будущем – более 3 миллиардов долларов в качестве транша на обустройство лагерей для сирийских беженцев (в реальности их численность вблизи сирийской границы не превышает 700 тысяч человек).
Международная реакция
Однако президент Эрдоган серьезно просчитался как в вопросе полной поддержки своих провокационных действий со стороны НАТО, так и неготовности Москвы пойти на ответное ухудшение российско-турецких отношений. В результате ему пришлось вначале угрожать РФ, затем лавировать между ведущими государствами и, наконец, фактически оправдываться за содеянное. Но поздно: Вашингтон потребовал закрытия турецко-сирийской границы, что в том числе означает начало процесса "сдачи" протурецких бандформирований, а Москва приняла против Анкары меры военно-технического, экономического и иного характера.
Следует заметить, что администрация Обамы, заявив об "атлантической солидарности", косвенно подтвердила, что "российский самолет находился на момент атаки в сирийском воздушном пространстве". Следовательно, Вашингтон больше стремится сохранить нынешний формат своего участия в сирийском конфликте, делая основную ставку на сирийских курдов, которые Анкарой рассматриваются в качестве главной террористической угрозы.
Помимо этого, своими действиями Турция попыталась сорвать ход переговоров в "венском формате" по сирийскому урегулированию. Это также вызвало серьезное недопонимание со стороны международного сообщества.
Наконец, члены семьи Эрдогана оказались лично заинтересованы в сохранении незаконного нефтяного бизнеса, который является финансовой опорой таких радикальных организаций, как "Исламское государство" и "Джабхат ан-нусра" (сирийское подразделение "Аль-Каиды"- ред).
Даже в турецком обществе, где, в общем, наблюдается консенсус относительно крайне кратковременного нарушения российской стороной государственной границы Турции и того, что необходимые предупреждения были сделаны (что в реальности это было невозможно), позицию Реджепа Эрдогана поддержали лишь сторонники Партии справедливости и развития и Партии националистического движения. Главная же оппозиционная Народно-республиканская партия и условно прокурдская Партия демократии народов призвали Анкару и Москву к благоразумию. При этом акцент был сделан не на самом инциденте, а на причинах, которые к нему привели, включая ошибочную внешнюю политику правящей партии на сирийском направлении.
В состоявшемся по инициативе турецкой стороны телефонном разговоре на уровне министров иностранных дел глава турецкого внешнеполитического ведомства Мовлуд Чавушоглу выразил Сергею Лаврову лишь свои соболезнования, но не извинения. Аналогичную позицию заняли и другие представители высшего руководства Турецкой Республики.
И ответ Москвы
Учитывая вышеизложенное, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что Москве "брошен беспрецедентный вызов". И это определило соответствующую реакцию. В соответствии с указом президента России от 28 ноября "О мерах по обеспечению национальной безопасности РФ и защите граждан РФ от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" будет осуществлено следующее:
— с 1 января 2016 года в отношении Турции приостанавливается безвизовый режим;
— запрещаются чартерные авиарейсы в эту страну, что фактически означает остановку массового потока российских туристов;
— вводятся ограничения на ввоз в РФ установленной номенклатуры турецких товаров (за исключением товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном в рамках ЕАЭС);
— ограничивается деятельность на российской территории турецких компаний;
— вводится запрет для работодателей РФ на привлечение с 1 января 2016 года работников из числа граждан Турции (это не распространяется на тех, кто уже имеет действующие трудовые контракты или вид на жительство в РФ).
Таким образом, факт уничтожения ВВС Турции российского боевого самолета над сирийской территорией принципиально изменил отношения между Москвой и Анкарой. Процесс их ухудшения удастся приостановить только в том случае, если на уровне спецслужб России и Турции удастся договориться по курдской проблеме. Москва откажется от поставок сирийским курдам вооружений (например, противотанковых ракетных комплексов "Корнет") и осторожно отнесется к перспективе получения ими широкой автономии в рамках обновленного сирийского государства если Анкара, в свою очередь, прекратит поддержку радикалов-исламистов в Сирии, закрыв для них свою границу. Фактически это единственная возможность восстановления российско-турецких отношений в ближайшей перспективе.
В противном случае Турцию ждут как экономические проблемы, так и постепенное сокращение влияния в Сирии. Причем с военной точки зрения турецкие ВВС мало чем смогут помочь дружественным бандформированиям, так как, во-первых, Воздушно-космические силы России их не пустят на территорию САР. А во-вторых, развернутые на авиабазе "Хмеймим" российские зенитные ракетные комплексы С-400 фактически установили бесполетную зону, в том числе над близлежащей турецкой территорией, что уже существенно ограничило полеты ВВС Турции.
Существует и еще одна проблема, которая может возникнуть в резко усложнившейся повестке дня российско-турецких отношений.
Напомним о том, как в начале сентября 1938 г. национальное собрание Александреттского санджака, расположенного в пределах управлявшейся тогда французами Сирии, провозгласило независимую Республику Хатай, где турецкое население не составляло абсолютного большинства. Менее года спустя, после так называемого "всенародного референдума", продавленного кемалистами и санкционированного Парижем (которому был крайне важен нейтральный статус Турции во Второй мировой войне), Хатай стал турецким вилайетом, что привело к массовому исходу оттуда арабов, армян, а также представителей ряда других этноконфессиональных групп. Принадлежность этого края долгое время оставалась причиной напряженности в отношениях между Анкарой и Дамаском, не признававшим турецкого суверенитета над бывшей Александреттой вплоть до середины 2000-х годов.
При негативном сценарии сирийские власти при поддержке некоторых других государств вполне могут поставить вопрос о незаконной аннексии этой территории со стороны Турции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.