О религиозном расколе в Абхазии, о том, как он произошел, и о пути выхода из сложившейся ситуации в интервью корреспонденту Sputnik рассказал управляющий Абхазской Православной Церковью, иерей Виссарион (Аплиаа).
Беседовал Роберт Джопуа.
— Сложившаяся ситуация вокруг Абхазской Православной Церкви, как я понимаю, до сих пор не урегулирована. Время от времени это вопрос поднимается как сторонами конфликта, так и абхазским обществом в целом, а также отдельными экспертами в частности. Иерей Виссарион, расскажите, пожалуйста, что стало причиной религиозного раскола в республике?
— Печально то, что в Православной Церкви может быть разделение, которое именуется расколом. Это очень опасно, неполезно, где бы то ни было — в Абхазии, Греции или России. Раскол всегда оставался плачевным и трагическим для всех народов, которые в этом участвовали. Такая ситуация была в революционной России сто лет назад. Раскольники-обновленцы не признавали православных священников, все церковные вопросы решали на народных собраниях. Это недопустимо в каноническом понимании, потому что речь идет о душе, а душа человека бесценна, и губить человеческую душу не позволено никому. Христос — наш истинный Бог, распятый и воскресший. Участвовать в этом воскрешении необходимо всем. Церковь всегда строго относится ко всем раскольническим действиям. Церковь имеет два вида управления — это строгость и снисхождение. Снисхождение к тому, кто оказался в заблуждении и смог понять то, что очень пагубно для души любого человека. Естественно, церковь их прощает. К великому сожалению, у нас это не произошло. Наши священнослужители учинили этот раскол, пользуясь доверием народа. Народ всегда верил словам, обращенным к ним. У нас нет епископа, и епископ нам будет предоставлен из Константинополя, утверждали они. Вот таким путем они ввели наш доверчивый, благочестивый народ в заблуждение. Там участвовало много благочестивых людей. Там и депутаты были, много людей. Конечно, это было заблуждение. Они, как патриоты своей родины, пришли для решения церковного вопроса. Это еще один показатель того, что наш абхазский народ хочет решить церковную ситуацию. Но для этого нужны были консультации. Это заблуждение совершено не теми, кто был на собрании, а теми, кто его организовал. Мы знаем их имена — это клирики Русской Православной Церкви Андрей (Ампар – ред.) и Дорофей (Дбар — ред.). Андрей сейчас вроде отошел от этой ситуации. Все же мы надеемся, я говорил о снисхождении, что они вернутся в лоно Абхазской Православной Церкви, и мы будем вместе продолжать строить Абхазскую Православную Церковь.
— Как относится к возникшей несколько лет назад ситуации Русская Православная Церковь?
— Святейший Патриарх Московский и Всея Руси говорил, что абхазских священников мало, и не нужно их извергать из сана. Он также выразил надежду, что они вернутся в лоно Абхазской Православной Церкви и вместе с нами будут строить ее.
— Какова позиция руководства республики по этому вопросу?
— Неправильно, что прошлая власть, при которой сложилась ситуация в 2011 — 2012 годах, допустила это беззаконие и узаконила его. Они взяли и зарегистрировали Митрополию в Министерстве юстиции Республики Абхазия. Этого нельзя было делать. Этим они показали, что в Абхазии есть две Церкви. Двух правд не бывает, правда одна. Это опасно и для государства, и для власти, и для всего народа. Мы надеемся на сегодняшние власти. Знаете, не всегда бывает полезно, когда не советуешься с компетентными людьми. И Светлейший Патриарх Московский и Всея Руси сказал, что ни в коем случае этого делать было нельзя. Об этом знали те люди, которые были у власти, но не прислушались. Сегодня нас радует, что во главе нашего государства стоит человек благочестивый, который хочет это исправить. Он понимает, насколько это было неправильно и неполезно для Абхазии. Он с любовью хочет все это исправить и вернуть их в лоно Абхазской Православной Церкви и уврачевать этот раскол. Это делает ему огромную честь. Мы надеемся, что и Рауль Джумкович (Хаджимба – ред.), и правительство, и депутаты, и все люди, которые были в заблуждении, понимают, насколько это было неполезно для народа и для государства.
— Каким вы видите путь решения религиозного раскола?
— Православная церковь одна. Кто-то признает нашу Абхазскую Православную Церковь, кто-то не признает ее — это ничего не значит, главное, чтобы мы жили и действовали по каноническим правилам. Абхазия тоже была не сразу признана. У нас есть Московский Патриарх, который помогает нам во всех ситуациях. В один прекрасный день, такой же, когда наша республика была признана, также будет решен вопрос по Абхазской Православной Церкви, и у нас появится епископ. Мы хотим иметь епископа от Московского Патриарха. Не хотим мы иметь епископа от Константинополя или от Иерусалима. Потому что наш союзник и в стратегическом, и в военном, и экономическом, и духовном плане — это Россия. В единстве сила наша. Если мы будем едины, то думаю, проблем у нас будет гораздо меньше. Нам не хватает любви по отношению друг к другу. На ошибку имеет право каждый. Но каждый также имеет право на исправление этой ошибки.